Ярош хочет стать "повстанцем в законе"

Гвардейцы маргинала: Ярош легализует УДА

На днях бывший глава запрещенной в России организации "Правый сектор" объявил о намерении добиваться для своей нынешней структуры — Украинской добровольческой армии — официального статуса, закрепленного законом. Взамен Дмитрий Ярош обещает сделать из своих боевиков "президентскую гвардию", которая очень нужна Порошенко и в преддверии ожесточенной схватки за власть с другими нацистами, и для подавления народных выступлений.

Заметной новостью на Украине стало недавнее заявление Дмитрия Яроша о намерении добиваться от Верховной Рады и президента принятия закона об Украинской добровольческой армии. Стоит подчеркнуть — именно закона, а не самого создания этой структуры, которая де-факто существует уже несколько месяцев. Причиной же образования УДА стал скандальчик в запрещенном в России печально-известном "Правом секторе", чьим шефом и был Ярош до осени прошлого года. Пока его оттуда не "ушли" бывшие "побратымы" — якобы "по собственному желанию".

Но, поскольку уже одна фамилия Яроша сама по себе являлась раскрученным брендом и символом радикально-нацистских идей, бывший правосек тут же создал под себя новую структуру. Сначала — чисто политическую "надстройку" Державницкая инициатива Яроша (сокращенно — ДИЯ, по украински — "действие"), а уж на его базе сформировалась и вышеупомянутая "добровольческая армия". Ну, правда, по численному составу до настоящей армии этой банде пока далековато — два батальона, медсанбат да "еврейская рота", оставшиеся верными своему главарю после его ухода из "Правого сектора", не дотягивают даже до уважающего себя полка.

Но разве может обескуражить подобная мелочь настоящего украинского "козака", который спит и видит себя фюрером, — то есть, пардон, гетманом! — любимой "неньки"? Помнится, герой бессмертной комедии "Свадьба в Малиновке" Грициан Таврический тоже с невероятным пафосом возвещал: "Я сам себе Петлюра. Вы мне тут шутки не шутите. У меня цельная конная дивизия в монастыре стоит!" — на самом деле имея под командованием чуть больше сотни сабель. Так чего удивляться, если Ярош, командуя от силы тысячей карателей, провозгласил себя "командармом"?

Но для чего же понадобилось "герою Майдана" еще и принятие специального закона о своих "побратымах"? Вот в этом-то и состоит главная "изюминка". Дело в том, что доселе все эти "защитники незалежной Украины", самозванные каратели Донбасса, не имеют под собой ни малейшей законной основы. О чем, например, время от времени вскользь упоминает в своих интервью киевским СМИ бывший генеральный прокурор Украины, судья Конституционного суда Виктор Шишкин. Что там говорить, если сам Ярош в недавнем интервью вскользь заметил: "Я 20 лет командовал незаконным вооруженным формированием".

Да, формально вскоре после прихода к власти нацистов, банды карателей были взяты "под крыло" министром внутренних дел Аваковым. Правда, часть их, вроде печально известного "батальона специального назначения "Торнадо", вскоре срочно пришлось расформировывать, а немалую часть его командиров и рядовых боевиков отдавать под суд — за учиненный ими форменный "беспредел", даже по сверхлиберальным меркам победившей бандеровщины.

Но, все равно, ведомственный приказ — это не закон. Его и отменить недолго. Недаром многие бандерствующие патриоты поют осанну пану Авакову — дескать, вот смелый и решительный человек, не побоялся взять на себя ответственность, раздав оружие истинным патриотам. Но шефу нацисткой полиции особо бояться нечего — он надеется, в случае чего, сбежать в благословенную американщину, когда у бандеровского отребья начнет гореть земля под ногами. А вот у тех, кого он "крышевал", могут быть очень серьезные неприятности. Закона-то на их счет до сих пор нет — стало быть, все эти карательные батальоны и полки — обычные банды, со всеми вытекающими.

Вот и решил Дмитрий Ярош первым добиться от Верховной Рады юридической легитимности своей вооруженной структуры. Суть которой, впрочем, от этого не изменится — Ярош сам называет ее "свободными вооруженными людьми, которые на местах проводят постоянные тренировки". Но формально Украинская добровольческая армия будет действовать в рамках закона (если он будет принят) и числиться в структуре Министерства обороны.

Последнее обстоятельство тоже многое объясняет. Дело в том, что подавляющее большинство нынешних самозваных карателей курирует МВД, находящееся вне прямой власти президента (оно в юрисдикции премьера), возглавляемое одним из самых опасных политических противников Порошенко — министром Арсеном Аваковым. Именно в руках последнего ныне находится самая грозная и многочисленная сила на Украине — официальные и неофициальные якобы правоохранительные подразделения. Особенно карательный полк "Азов" с откровенным фашистом Билецким во главе, успешно создавшим к нему уже и политическую партию, и корпус "резервистов".

А вот армия и Служба безопасности подчиняются напрямую "гаранту". Но особой надежды на официальных силовиков у "шоколадного гетмана" нет. Часть из них заражены теми самыми радикально-нацистскими идеями о "верховенстве украинской нации", необходимости "вернуть Крым и Донбасс" любой ценой и т. п. Другая часть, как и большинство украинских граждан, до предела разочаровалась в "отце нации", чей рейтинг стремительно падает до размеров "статистической ошибки". Да и готовых на действительно серьезные меры "служивых", после того, как победители Майдана два года всячески "шельмовали" милиционеров, выполнявших свой долг зимой 2013-2014 года, теперь уже вряд-и найдется.

Между тем, ситуация для Петра Алексеевича складывается отнюдь не радужно. Тут надо что-то и с Минскими соглашениями делать, чтобы окончательно не восстановить против себя европейцев — но тем самым повышая риск мятежа радикальных нацистов. И быть готовым к чисто экономическим протестам населения, которые собирается использовать оппозиция для того, чтобы добиться досрочных парламентских и президентских выборов.

В такой ситуации Порошенко жизненно необходимы вооруженные люди, на которых он мог бы положиться. Особо не рассчитывающие на лояльное отношение к ним победителей, а потому готовых драться до конца. Но именно это Ярош и обещает "булавоносцу от Рошен" практически открытым текстом: "А если он (президент) даст украинскому народу возможность оформить свою самооборону — это гвардия президента будет. Если он, конечно, не будет изменять национальным интересам".

Если опустить пустую риторику насчет "измены национальным интересам" (на Украине слово "зрада" в отношении политических противников произносится чаще, чем "доброе утро!"), то замысел бывшего шефа "Правого сектора" предельно ясен — предложить свои услуги в качестве главного "президентского гвардейца". Что, в общем, не обязательно какое то лицемерие — многие украинские наблюдатели считают, что Яроша потому и "ушли" из "правосеков", что он не давал им слишком радикализоваться в своем отношении к главе государства. А "побратымам" захотелось уйти в более жесткую оппозицию — например, на сторону "Свободы" Олега Тягнибока.

В описанной ситуации прослеживается вполне обоюдная выгода. Украинская добровольческая армия первой в Незалежной получает официально законный статус, что наверняка привлечет в ее состав немало новых членов, не желающих идти в другие карательные батальоны из-за их малопонятного положения. А Порошенко — обещанную ему "президентскую гвардию" из отпетых головорезов. Так что налицо еще один шаг "великой европейской державы" — опора официальной политической элиты в первую очередь на отряды нанятых в качестве "гвардейцев" откровенных бандитов.

А ведь опора эта далеко не так надежна, как им кажется. Можно вспомнить, например, командира "надворной сотни" польских магнатов Потоцких Ивана Гонту — ставшего со своими казаками организатором и руководителем кровавых событий "Колиивщины", массовой резни поляков и евреев на Правобережной Украине в 1768 году. Одними из первых, кстати, жертвами бывших защитников как раз и стали обитатели Умани, где ранее служил Гонта.

Но, похоже, угроза откровенной "сомализации" меньше всего пугает насмерть грызующихся между собой за власть победителей майдана, взявших на вооружение девиз французского короля Людовика XV: "После нас — хоть потоп".

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *