Украина: кто выиграет в большой игре

Почему Крым не захотел остаться в составе Украины? Могла ли Украина сохранить целостность? Кто затеял большую игру? И кто ее выиграет? Вопросов много, споров и вариантов ответов еще больше. Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru поделился наблюдениями о ситуации в Крыму, на Украине, СНГ и мире.

— Новый вопросник к референдуму, куда вошел вопрос о воссоединении с Россией, был объявлен только неделю назад. Как вы можете объяснить такое резкое изменение формулировок Верховным советом Крыма?

— В Крыму внимательно следят за политической ситуацией. После первого умеренного решения по референдуму было разорвано соглашение 21 февраля и сформировано однородное правительство Украины. Крымчане поняли, что наступает власть Запада Украины, и она продлится долго. Они решили, что Крыму там делать нечего. Украина — сложносочиненная страна, трудно найти в мире аналогичную страну, где политические предпочтения так сконцентрированы по географическому принципу. И крайними точками этих различных позиций, различного менталитета, геополитической ориентации всегда были Львов и (не Донецк) — Симферополь.

Эта конструкция 20 лет как-то прожила, потому что во власти на Украине были представители или центра Украины — Кравчук и Ющенко, или представители востока — Кучма и Янукович. Представители западных областей и представители Крыма вообще во власти Украины не рассматривались, потому что понимали — страна тут же начнет раскалываться. Но вот — перешли этот барьер — в борьбе за власть оппозиционеры использовали западенских боевиков и затащили во власть запад Украины. Естественно, Крым начал откалываться. Там прекрасно поняли, что жить так, как жили раньше — со своими принципами, героями, ориентацией на Россию, русский язык и культуру уже не смогут.

Читайте специальный сюжет "Крым и Россия: Мы вместе!"

— То есть это было решение всех крымчан. А Москва в этом сыграла какую-то роль?

— Москва задействовала свои возможности, в том числе и силовые, и позволила крымчанам свободно решать, что им делать. Такой возможности многие украинцы сейчас лишены. Даже депутаты Верховной Рады лишены возможности свободного голосования и свободного решения.

— А почему Москва так поступила? Приднестровье тоже много раз просило воссоединения с Россией, и референдум проводили, а Москва тормозила. Почему с Крымом, такое единодушие во власти?

— Здесь много факторов, их обсуждают. Но кроме всего прочего, сыграло роль откровенное вероломство Запада. Янукович, посоветовавшись с Путиным, в расчете на гарантии представителей трех великих европейских держав — Франции, Германии и Польши, подписал соглашение. А уже на следующий день все было разорвано. Здесь два варианта: или Евросоюз никак не контролировал ситуацию, и тогда не имел право обещать гарантии, или это было сознательно сделано, чтобы вывести силы правопорядка из центра Киева и позволить оппозиции захватить власть вооруженным путем. И вот в этот момент, я так понимаю, президент принял решение: они не играют по правилам, они отказались вообще выполнять свои обязательства. И даже подписи министров иностранных дел для них ничего не значат. Почему мы тогда должны соблюдать железно все правила и договоренности?

— Руководитель украинской службы безопасности сказал в интервью, что Европа хотела наладить через Украину мост с Россией, а вот США — такие плохие — не дали. Как вы относитесь к точке зрения, что всей этой операцией на Украине руководят Соединенные Штаты Америки, а Европа просто попалась в ловушку ЦРУ, которое подготовило майдановских бандитов?

— Европа тоже должна была все это понимать и просчитывать. Это, опять же, не случайно. Европейские коллеги обижались, когда я уже в прошлые годы говорил, что недопустима ситуация, когда вы сделали Евросоюз экономическим монстром и политическим карликом. Это скажется на безопасности Европы. Нельзя из ложного чувства демократизма во главе огромного, влиятельнейшего объединения, который во многом должен определять всю политическую ситуацию на евразийском пространстве, ставить людей из малых стран Европы, которые вообще не понимают, что такое геополитика. И вот эти политические карлики брюссельские действительно пошли на поводу у Соединенных Штатов. США руками Польши и Литвы вели этот процесс, а те даже не поняли, что на самом деле это не только и не столько против России, это — против Евросоюза.

Поссорить Россию и Евросоюз — значит, на долгие годы лишить себя удовольствия иметь мощного экономического оппонента, в перспективе — значительно более мощного, чем Соединенные Штаты. Потому что Россия плюс Евросоюз в одном флаконе это — интеллектуальные, финансовые, технологические, природные, пространственные, водные и прочие ресурсы. И равных не было бы. Поэтому США создали ситуацию, чтобы поссорить, Европа на это повелась, потому что их руководители не понимали ничего в этих играх. Они привыкли жить в своем маленьком мире. Они могли только иногда по мелочам стравливать больших между собой и какие-то выгоды находить. Но в серьезную игру они проиграли. Вместе с нами.

Читайте также: Крымские татары сказали свое твердое "да"

— Но как вы считаете, Россия в чем-то выиграла от этого конфликта? Мало кто сомневался, что Крым проголосует за воссоединение с Россией. Какие положительные моменты в этом вы видите?

— Мне кажется, мы окончательно убедились, что в нынешней ситуации эта замечательная, романтическая, очень нравящаяся мне идея общего пространства от Лиссабона до Владивостока — деморализующая идея. С таким Евросоюзом, о котором я сказал это создать невозможно. Слишком много заинтересованных, особенно за океаном, чтобы этого не случилось. И поэтому, может быть, стоит умерить свои амбиции и создавать значительно более скромное объединение от Калининграда до Владивостока, включая Китай и Индию. Правда, там население раза в три побольше, чем в том объединении, о котором я говорил. Именно поведение Соединенных Штатов и Евросоюза толкает нас на это.

— Часто приходится слышать, что у нас нет национальной идеи. Воссоединение с Крымом может дать национальную идею России? Например, объединение великороссов?

— У нас появится Крым, и он окажется единственной русской автономной республикой в составе Российской Федерации. То, что они будут республикой — это точно, будет автономия и национальная республика, где большинство граждан — русские. Это — прецедент. Конечно, будет непросто. Будет непросто и с окружающим миром. Придется противостоять влиянию средств массовой информации и финансово-промышленных групп Запада…

— Как вы расцениваете, обещанные санкции будут серьезные?

— Конечно, говорить: "Ну, все это ерунда!" — неправильно. Какие-то проблемы у нас будут. Но каждую проблему можно перевернуть, как достоинство. Придется нам налаживать импортозамещение в каких-то наукоемких отраслях. Ну, и слава Богу! Хоть это заставит, а то все ждали, когда у нас цена на нефть упадет. Некоторые паникуют: "Нас исключат из восьмерки, из двадцатки, из ООН, с нами не будут иметь дело. Мы будем, как Северная Корея. Визы закроют". Я вспоминаю, как эти же люди произносили те же слова в августе 2008 года при нападении Грузии на Южную Осетию. И, такое же давление на нас было. Самое главное, сколько бы не говорили нам о суверенитете стран и так далее, самое главное — это жизнь людей. Так вот, за 6 лет не погиб ни один грузин, ни один осетин, ни один абхаз, и ни один российский миротворец. И значит, решение было правильным. Болезненным, трудным, со своими издержками, но правильным. Потому что люди перестали там гибнуть. Это — самое главное. Здесь тоже будет непросто, нам придется потратиться. Жители Крыма не с первой минуты почувствуют облегчение, в чем-то возникнут проблемы. Но все равно, Украина в таком состоянии, в котором она была, в такой конфигурации, с такими полярными взглядами, сконцентрированными географически в разных местах, в таких отношениях с Россией и Западом, существовать все равно не смогла бы.

Читайте также: "Россия первая вышла на бой против нацизма"

— Что будет дальше с Украиной? Кто победит на президентских выборах?

— Никого не видно. Ситуация полной неопределенности. Ну, правда, украинские политологи считают, что все произошедшее — заказные запросы. Мол, один известный олигарх немножко их прикупил. Какая-то доля истины в этом есть. Там играют, продают и покупают политические дивиденды крупнейшие украинские фирмы. Видимо, довольно сильно лидирует Порошенко. На Украине сами не очень верят, но говорят, что это он все купил. Его уже включили в список. Он из наиболее умеренной части майдана. То есть при отсутствии представителей Партии Регионов, вообще представителя востока и юга (Добкин, честно скажем, не очень серьезно), он — наиболее умеренный кандидат. Другие кандидаты, которых уже предложили — Тимошенко, Кличко, Яценюк, Ярош — сейчас от него сильно отстают.

— Если Порошенко победит, какую линию будет вести?

— Он будет стараться занять позицию, которая в какой-то мере консолидирует Запад и Восток Украины. Он же совсем недавно был министром в правительстве Януковича. Может, это действительно, так сказать, фейк. А на самом деле, у него порядка 8 процентов. Кто будет президентом — большая интрига.

— Будет ли он признан Россией новый президент?

— Вряд ли. Скорее всего, продолжится поддержка Януковича как легитимного президента в изгнании.

— А как тогда строить отношения с Украиной?

— Как-то строили, например, Соединенные Штаты отношения с Советской Россией, не признавая ее до 33-го года. Там видно будет.

— Воссоединение Крыма с Россией может стать не только сильным прецедентом, но и примером на постсоветском пространстве?

— Я очень хорошо помню, в 2008-ом году говорили: "Вот, вы признали Абхазию и Южную Осетию, ну, все теперь Северный Кавказ этот прецедент будет использовать, сепаратизм резко возрастет". Не возрос. Собственно кому бояться? У кого есть свой Крым из наших соседей? Допустим у Армении — Карабах, который независимость объявил. Но они и так этот вопрос уже перевели в плоскость вооруженной борьбы с Азербайджаном. Просто сейчас у них перемирие. Так, что этот прецедент ничего не добавляет и ничего не убавляет в отношениях между этой тройкой. У Молдовы есть свой Крым в виде Приднестровья, которое все время просится в Россию. Но там ситуация не простая, хотя бы потому что у них нет общих границ с нами. Конфликты есть в Средней Азии и других местах, но они понимают, что брать пример с одной из великих держав представителям малых стран при решении своих территориальных проблем не стоит.

Читайте также: Украинцы ждут помощи от России

— По украинской ситуации есть и какая-то конспирологическая теория?…

— Там действительно были такие замечательные идеи у господина Левочкина, тогда руководителя администрации президента Украины Януковича, что надо раскрутить Тягнибока, чтобы он вышел с Януковичем во второй тур, и там Янукович победил фашизм. Блестяще "победил", кстати, это не первый раз. В свое время социал-демократы в Германии пытались использовать Гитлера для борьбы с коммунистами. Дело кончилось тем, что они сидели в одном концлагере. Будем надеяться, что на Украине фашизм не пойдет так далеко, но он уже довольно далеко продвинулся.

А что вы думаете о вводе Украиной виз для россиян?

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить