Диагноз: Оранжевая языкобоязнь

В прошедшую пятницу президент Украины Виктор Ющенко высказался по поводу решения ряда местных советов о региональном статусе русского языка. Глава украинского государства квалифицировал случившееся безобразие как «парад суверенитетов». Словесным выговором на этот раз украинский президент решил не ограничиваться, а посчитал необходимым прибегнуть к более действенным методам. По словам Ирины Геращенко, пресс-секретаря президента, Ющенко «направил вчера соответствующее письмо к Генеральному прокурору Украины Александру Медведько с требованием принять во внимание правовую оценку Минюста Украины в отношении этих решений. И принять соответствующие меры к местным советам».

Трудно сказать, чего ждет гарант конституции от генпрокуратуры, а «правовая оценка Минюста» состояла вот в чем. Министерство юстиции Украины расценило действия ряда местных советов как «превышение полномочий, поскольку только Верховный Совет как высший законодательный орган может принимать подобные решения». Кроме того, Геращенко сообщила, что в «ближайшее время Совет национальной безопасности проведет расширенное заседание при участии президента относительно языковой безопасности Украины». Комментарии – чуть позже, а пока – краткая история вопроса…

Ваша карта бита?

На Украине, начиная с президентской избирательной кампании 1994 года (Леонид Кучма против Леонида Кравчука), сложилась своего рода традиция. Незадолго до выборов одна из сторон поднимала в числе прочих языковой вопрос – имеется в виду повышение статуса русского языка – и, как правило, добивалась успеха в избирательной кампании. Поэтому на протяжении десятилетия «русская карта» была тем козырем, который от выборов к выборам, как парламентских, так и президентских, использовали самые разные политические силы, за исключением, разумеется, украинских националистических. Но это еще не вся традиция. Полностью она заключалась в том, что с окончанием кампании победившая сторона спокойно забывала о своих предвыборных обещаниях.

Понятно, что до бесконечности так продолжаться не могло, и избиратели перестали верить в серьезность предвыборных инициатив о статусе русского языка. Политические силы, которые можно условно отнести к «украинской партии», также привыкли к периодическому «языковому розыгрышу» своих разномастных оппонентов, а также убедились в том, что сила «русской карты» от года к году неуклонно снижается. Но в 2006-ом все пошло по-другому…

Евроинтеграция, говорите?.. Получите и распишитесь

За последние два месяца русский язык получил статус регионального в городах Харькове и Севастополе, а также Луганской области. Предполагается, что на сессиях Донецкого и Харьковского областных советов, которые намечены на вторую половину мая, будут приняты решения распространить статус русского языка как регионального на территорию этих областей. Депутаты одесского областного и городского Советов от Блока Натальи Витренко намерены вынести на рассмотрение вопрос о придании русскому языку статуса второго регионального. Другими словами, во всех местных советах, где оранжевые партии не имеют большинства, такое развитие событий является вполне естественным. Если говорить в целом об Украине, то Партия регионов одержала победу в восьми областях страны плюс в автономной республике Крым и Севастополе (городе прямого президентского подчинения). Чтобы было понятно, о чем речь, эти девять регионов Украины – это порядка 60% населения страны.

См. также по теме: Статус русского языка, или Как украинские власти не прячут голову в песок

Напомню, прецедентом для «языкового парада» стало решение Харьковского городского совета от 6 марта. При этом харьковские депутаты опирались на Закон «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», который был принят в конце прошлого года, а вступил в силу с начала нынешнего.

По сути, Партия регионов и ее единомышленники по языковому вопросу в местных советах приступили к решению проблемы, руководствуясь европейскими стандартами. Причем – не только духом «Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», но и в полном соответствии с ее буквой. Так, в Швейцарии – три официальных языка, в Бельгии – столько же. В Финляндии – два, хотя шведов в стране – менее 6%. В Австрии, кроме немецкого, словенский, хорватский и венгерский являются официальными в регионах компактного проживания граждан страны соответствующих национальностей. Казалось бы, оранжевая власть должна только приветствовать подобную инициативу «регионалов». Ведь именно Ющенко заявил о решительной евроинтеграции. Но не тут-то было…

Так! ничего или-таки «чего?»

Поначалу реакция украинских официальных лиц и симпатизирующих властям политологов на языковые инициативы оппозиции была деланно равнодушной. Мол, статус регионального ничего не дает русскому языку, не несет никаких последствий, следовательно решения обл- и горсоветов – пустая и бессмысленная декларация, правда, с антигосударственным оттенком. Хотя, для того чтобы не допустить соответствующего референдума в Крыму, было предпринято все возможное.

Затем, когда реально сработал «принцип домино», в оранжевых рядах началась настоящая паника. С перепугу евроинтеграторы наговорили столько ерунды, что ни в какие ворота не лезет. Здесь и аргументы типа «русскому языку не грозит вымирание», поэтому нет смысла его защищать. И требования от оранжевых союзников к Ющенко «вмешатьсяи остановить». И обвинение «регионалов» в «начале войны против державы». И заявления о том, что имеет место «антигосударственная и антиукраинская акция, инспирированная кукловодами из соседнего государства». И утверждения, что «украинский язык – это язык технической и культурной элиты, в то время как русский – язык улицы и подворотни». И требование созвать заседание Совета безопасности и обороны Украины, поскольку, очевидно, придание русскому языку статуса регионального угрожает национальной безопасности государства. Не мешало бы, естественно, подключить к процессу прокуратуру и т.д. Впрочем, это для нормальных людей все это смешно, а украинский гарант конституции, как видно из его заявления, приведенного в начале статьи, решил действовать именно в таком русле.

«И как Вы дальше думаете?»

С чем же мы в действительности имеем дело? Что это, ползучий федерализм или самое что ни на есть проявление демократии, воплощение волеизъявления большинства в жизнь? Проблема на протяжении десятилетия с лишним не просто не решалась сверху, но даже и ее наличие не признавалось. Не было инициативы сверху – она возникла снизу. И правовые оценки Минюста, не говоря уже о привлечении генпрокуратуры или Совбеза, здесь совершенно не к месту. Заключение мог бы дать Конституционный суд, но он не сформирован. Что-то могла бы сделать Верховная Рада, но она никак не может приступить к работе по причине отчаянной торговли друг с другом оранжевых единомышленников.

Самое важное, что чтобы ни попыталась предпринять по этому поводу нынешняя украинская власть, она будет действовать вопреки воле большинства населения страны. По любым опросам общественного мнения за предоставление русскому языку статуса второго государственного (!), а не просто «регионального» выступает больше половины населения Украины, а против – около трети. Можно, разумеется, разыграть сценарий «мудрые руководители и национально-несознательные граждане», но в теперешней ситуации это довольно рискованно. Украинский министр юстиции С.Головатый на днях оговорился, что, в принципе, статус языка можно было бы изменить путем референдума. А кто, собственно, против?

Так или иначе, проблема созрела и ее следует решать. Как известно, в оранжевой среде нет недостатка в крайне инициативных товарищах. В свое время ющенковский «парашютист» А.Матвиенко приехал в Крым и потребовал перевести все делопроизводство на полуострове на украинский язык, под предлогом, что государственный язык на Украине только один. Никто не застрахован от таких фокусов, пока нет четкого и непротиворечивого закона. Как говорил профессор Преображенский, необходима бумажка. Настоящая, фактическая, броня! Чтобы ни один швондер не мог даже приблизиться…

Алексей Ковалев

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить