Новороссия: Вчера и сегодня. А завтра? Интервью с одним из руководителей военной разведки вооруженных сил ДНР

Новороссия: Вчера и сегодня. А завтра?

Украина все меньше интересует Запад, но для нас всегда будет близкой. Почему Россия помогает Сирии, но не оказывает военную помощь Донбассу? Один из руководителей военной разведки вооруженных сил ДНР, согласившийся дать интервью на условии анонимности, рассказал Pravda.Ru о недавних событиях, нынешнем положении дел на Украине и Донбассе и возможном развитии ситуации.

— Как войска и разведка в современных условиях могут воевать без воздушной составляющей? Вам тяжело без авиации?

— Существуют беспилотные летательные аппараты — БПЛА, ими занимаются специально обученные люди, есть целое подразделение. У них есть группа прикрытия, она подбирается как можно ближе к позиции противника, дальше запускаются БПЛА, ведется съемка. Поскольку на Донбассе качественных БПЛА не существует, 30 процентов из запущенных обычно сбивались противником. Но чаще всего уходили группы непосредственно в глубокую разведку на несколько дней с целью, помимо разведки, уточнения численности и единиц техники противника. Таким образом осуществлялась разведка конкретно в Донецкой народной республике.

— Сейчас острая фаза военного конфликта на Донбассе закончилась... Означает ли это, что время военных ушло и пришло время политиков, или еще нет?

— Ситуация на Донбассе после вторых Минских соглашений развивалась двояко. Часть ДНР, которая была ближе к столице, к Донецку, жила относительно спокойно. Здесь как-то соблюдались эти соглашения. В части, которая находится в районе Мариуполя и Новоазовска, бои не прекращались практически до конца лета.

На южном фронте наши противники применяли РСЗО — реактивные системы залпового огня. Никто не прекращал там воевать. Можно только сказать, что непосредственно вооруженные силы Украины соблюдали перемирие. А южный фронт был основан на добровольческих батальонах — "Азов", "Днепр" и т.д. Там "Правый сектор" и очень много наемников, например, батальон Мансура — это радикальные чеченцы, иностранцы. Эти люди не считались ни с Минском, ни с кем.

— На них распространяются положения Женевской конвенции о пленных или они поставили себя вне закона?

— Если говорить о Женевской конвенции в войне на Донбассе, то, пожалуй, она соблюдалась исключительно со стороны ополчения. Со стороны нацгвардии это не соблюдалось никак. Плюс подавляющее большинство батальонов вообще не подконтрольны Киеву. Они вообще не соблюдают никаких человеческих норм и законов. Попадание ополченцев в плен к этим батальонам заканчивалось тем, что людей пытали, мучили, отрубали пальцы, руки сжигали, расстреливали… При попадании противников в плен к нам ничего такого не было. В конечном итоге их отпускали.

— В итоге вы все-таки, можно сказать, выиграли войну? Задачи, поставленные перед вооруженными силами ЛНР и ДНР, в основном выполнены?

— Смотря что вкладывать в смысл фразы "выиграть войну". Удалось не допустить власти киевских путчистов на территории Донецка и Луганска. Эта задача вооруженными силами народных республик выполнена. На сегодняшний день армия Донецкой народной республики удерживает рубежи, линию фронта, не допускает ее возможности сдвига в сторону Донецка.

Возможно, вы правы. Время военных в основном заканчивается. Две республики молодые есть. Пришло время непосредственно политики, различных органов самоуправления. Очень важно сейчас давать социальное обеспечение непосредственно мирным гражданам, которые находятся просто за гранью черты бедности, в ужасном состоянии, не имеют ни работы, ни пособий, ни пенсий, ни зарплат - ничего.

— Многие говорят, что положение на Украине еще хуже, чем в Донецке и Луганске, хотя там не было войны…

— Исходя из тех разведданных, которыми мы располагаем, действительно, так и есть. Даже на Западной Украине не все хорошо. И там люди начали подыматься, и война для этого абсолютно не нужна.

— В отношении ЛНР и ДНР до сих пор существует какая-то двоякость, неопределенность. С одной стороны, они борются за независимость, а с другой стороны, против фашизма в Киеве. Что для вас главное, что должно стать полной победой — независимость Донецка и Луганска или смена власти в Киеве?

— В принципе, войну можно разделить на несколько этапов. Изначально это было спонтанное ополчение патриотов, которые были против фашизма. Они были исключительно направлены против него. Потому народ Донбасса и поднялся, равно как и добровольцы из России и других стран. Обычные простые граждане шли, брали в руки оружие и защищали русскую землю от фашизма. Дальше все оказалось сложнее. Возникла идея Новороссии. Не было отдельных ЛНР и ДНР, была идея Новороссии.

В ходе того, как определенные личности пришли к власти в этих республиках, проект Новороссии стал забываться. Мне это напоминает1917 год — до октября и после. В конечном итоге взаимодействие сил ЛНР и ДНР прекратилось, между ними сейчас граница, как будто это два отдельных государства, как будто бы никогда не было никакой Новороссии, не было общей борьбы против фашизма и ничего больше этих людей не объединяло.

Мало того, в последнее время, спустя полгода, в этих республиках начались очень жесткие зачистки инакомыслящих людей. Прошло разоружение подразделений, которые были не согласны с властью, находящейся в Донецке или в Луганске, физическое их подавление, массовые аресты… Мне это напоминает гражданскую войну в Испании, аналогии, безусловно, есть. Что касается большой победы и смены власти в Киеве, то сегодня об этом никто не думает, эта цель политическими деятелями забыта. Патриоты, которые там остались, безусловно, сохраняют идею освобождения Украины от фашизма.

— Почему все-таки Россия оказала вооруженную поддержку Сирии, а Донбасс военную поддержку не получил? С чем это связано? Можете как-то свое мнение высказать?

— Это очень наболевший вопрос, которым задаются сегодня многие. Но почему считают, что Россия должна была оказывать военную поддержку этим республикам? Почему считают, что России выгоден этот конфликт? Ситуация сложилась следующим образом: крымчане практически единогласно вошли в Россию. Крым был стратегически необходим, и вариантов у российского государства не было. Россия получила конфликт на Донбассе и в Луганске, который спровоцировали не мы. Российской Федерации этот конфликт не нужен был никогда - это факт. Иначе бы туда ввели войска.

Но и на Западной Украине живут славяне, не важно, западенцы они или поляки. И там неспокойно, но единства нет. Вспомните Южную Осетию, Абхазию. Граждане этих республик имеют российские паспорта. Можно было бы сделать также. ДНРовцы и ЛНРовцы получили бы российские паспорта, туда зашли бы российские миротворческие силы, опираясь на то, что убивают граждан Российской Федерации, и все бы развивалось по такому же сценарию. Однако этого не произошло.

Безусловно, Россия оказывала некую косвенную поддержку ополчению. Было много добровольцев из России, отставных офицеров, ни одного действующего сотрудника спецслужб и армии Российской Федерации там не было, они не участвовали, не воевали. Этот конфликт, на мой взгляд, спровоцирован и выгоден исключительно Западу, который старался втянуть Россию в кровавую войну.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовал

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить