Евромечта не укрыла, а накрыла Украину

Понятно, что Майдан на Украине сыграл не только на засилье в стране олигархического капитала, но и на этнических и региональных противоречиях. При этом в качестве приманки Украине была предложена розовая мечта о европейском благоденствии, которое каким-то непонятным образом свалится на головы украинцев сразу после отречения от всего российского. Об этом - продолжение статьи известного венгерского специалиста по Восточной Европе, профессора и бывшего заведующего кафедрой русистики Будапештского университета профессора Тамаша Крауса.

Первую часть статьи читайте здесь 

Наличие на Украине различных историко-культурных сегментов, давно описанных историками, не раз давало и до сих пор дает великим державам возможность получать поддержку различных групп населения и общественных классов для распространения своего политического и экономического влияния, тем более что по соседству находится пугало Украины — Россия. С этой целью в феврале этого года в Киеве посредством Майдана к власти было приведено нелегитимное, марионеточное правительство Яценюка, которое многие, прежде всего в России, называют просто хунтой.

Изгнанный президент и его "семья", клан Януковича, представляющий интересы олигархического промышленного капитала Восточной Украины, в конечном итоге выбрал не сферу влияния Евросоюза, а, учитывая и собственные интересы, предпочел российскую сферу влияния, не подписав соглашение об ассоциации с ЕС. Это решение и стало для клана роковым. A для пришедшей сейчас к власти "западнической" группировки олигархов роковой стала позиция Восточной Украины, которая, следуя своим интересам, пытается утвердить свою независимую идентичность в рамках народного восстания. Донецкая и Луганская области не приняли участия и в выборах нового президента в мае 2014 года.

В свою очередь, "европейский клан" чувствовал себя отщепенцем как в сфере бизнеса, так и в сфере власти. Он разыграл "этнонационалистическо-европейскую" карту, с которой мы уже могли познакомиться, хотя и при ином раскладе, и в ходе ликвидации остатков государственного социализма в других странах Восточной Европы.

Читайте также: "Бандеровцев готовили в лагерях НАТО"

ЕС и в еще большей степени США следуют старой, дурной традиции, пытаясь в духе "габсбургско-галицийского" и немецкого "проектов" возродить базирующееся на Западной Украине антирусское этнонационалистическое движение, опираясь на которое предположительно можно будет, хотя бы и дорогой ценой, вырвать Украину из российского экономического и культурного пространства.

В феврале 2014 года для осуществления властного переворота при поддержке Запада, прежде всего США, был организован альянс Майдана, политический союз ссылающихся на "западническую" систему ценностей и взбунтовавшихся против продажного, чреватого обнищанием олигархического режима групп, состоящих главным образом из принадлежащей к интеллигенции, средним слоям молодежи, и этнонационалистических, крайних правых, неофашистских, бандеровских бунтарей. Вместо Януковича в лице Порошенко нашелся олигарх, более решительно придерживающийся прозападной, прежде всего проамериканской, ориентации.

В широких слоях населения Украины отчасти еще оказывает влияние европейский миф о "догоняющем" экономическом развитии, который обещает "спасение" ("преодоление отставания") той самой Украине, которая за прошедшие два десятилетия оказалась самой несостоявшейся страной региона как в экономическом, так и в социальном смысле.

В соответствии с этим стратегия Запада, направленная на создание на Украине "демократического и прозападного" режима, также оказалась безуспешной. Таким образом, пронизывающая европейскую либеральную прессу идеологическая болтовня о демократии призвана завуалировать страшные практические последствия. В рамках подобного мышления "Европа" и намерение присоединиться к ЕС воплощают демократию, а присоединение к российскому таможенному и рыночному пространству — порочную диктатуру.

В свете фактов этот манихейский подход к происходящему оказывается несостоятельным. Самостоятельная Украина может легитимировать себя только в качестве такого национального государства, которое в качестве идеологического цемента национальной независимости использует западноукраинское бандеровско-фашистское наследие, подобно тому как, например, сложившийся в Венгрии новый авторитарный режим создал для самолегитимации неохортистскую мифологию.

Читайте также: Майдановцы начинали с "ляха, жида да собаки"

Как мы уже указывали выше, прошлое и настоящее Украины обусловило формирование в последние годы не зафиксированного, конечно, письменно либерально-фашистского политического и военного союза, который на практике сложился на Майдане в ходе второй оранжевой революции. Восточноукраинский "антимайдановский" ответ на это, который в соответствии с украинскими историческими традициями содержал требования использования русского языка как государственного, культурной автономии Восточной Украины и регионального, федерального деления страны, ныне уже может включить в себя создание самостоятельных республик или их федерации, Новороссии, а также, возможно, ее присоединения к России, причем даже путем вооруженной борьбы. Ясно одно: западноукраинская и восточноукраинская идентичность несовместимы, более того, не могут быть даже принуждены к компромиссу.

Дело в том, что провозглашенный на киевском Майдане "демократическо-бандеровско-правосекторный" политический союз строится на непреодолимом противоречии, которое было разоблачено перед лицом всего мира фактом типичного "нацистско-правосекторного" массового убийства, совершенного в мае в центре Одессы. Если идентичность нового украинского государства будет основываться на идеях бандеровцев, "самостийности" и украинского этнонационализма, включающих в себя геноцид и холокост (Петлюра — Бандера — "Правый сектор"), то идеология "европейскости", а также кажущаяся несколько утопичной программа "присоединения к Европе" оказываются сильно поврежденными, становятся нереальными.

Недавно в выступлении по случаю Дня Победы назначенный правительством Яценюка губернатор Херсона восхвалял Гитлера за то, что тот якобы хотел освободить Украину от "коммунистического ига". Но это лишь одна сторона проблемы. Другая ее сторона в том, что идентичность подавляющего большинства населения Восточной Украины коренится в традиции Великой Отечественной войны, которая сильно связывает его с Россией.

Читайте также: Украинские беженцы: доверяй, но проверяй

К тому же, значительная часть населения Западной и Центральной Украины тоже предпочитает пронацистской этнонационалистической идентичности советскую традицию. Таким образом, речь идет не о русско-украинских противоречиях, как это с таким рвением вбивают в головы людей местные правящие классы при активном поощрении с Запада. Это этнонационалистическое ложное сознание, напоминающее религию, выметает из голов трудящихся последние ростки классовой сознательности. А между тем ее присутствие сейчас очень важно именно на Восточной Украине, где началась организация самозащиты населения от нелегитимных украинских властей, дискриминирующих даже русский язык.

 

Автор Тамаш Краус
Тамаш Краус — венгерский историк, общественный деятель, доктор исторических наук,профессор Будапештского университета
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить