Злополучный рейс "Белавиа": Почему спускают на тормозах?

Злополучный рейс "Белавиа" спускают на тормозах

Белоруссия решила спустить на тормозах противоправное возвращение самолета "Белавиа" 21 октября в киевский аэропорт Жуляны. Допустив безнаказанность, Лукашенко развращает украинские власти. Для России же важен вопрос, можно ли использовать данный прецедент в деле о крушении малазийского "Боинга" в небе над Донбассом?

Трогательная забота об "украинских коллегах"

"Мы работаем с нашими коллегами из Украины для принятия решения о возмещении ущерба. Я думаю, что в ближайшее время этот вопрос будет закрыт, — сказал БЕЛТА Анатолий Гусаров, генеральный директор авиакомпании "Белавиа". - То, что произошло, выходит за рамки международного воздушного права, которые четко изложены в соответствующих документах. Но наши коллеги в Украине видят ситуацию по-другому".

Не правда ли очень трогательная забота об украинских коллегах. Понятно, почему "Белавиа" наращивает пассажиропоток на Украину. Он вырос в прошлом году вдвое за счет транзитных полетов из России и обратно. "Белавиа" выполняет четыре рейса из украинской столицы в день и перевозит не менее 500 пассажиров в сутки. Ну как отказаться от такого подарка судьбы? Однако, спустив дело на тормозах, Минск может поплатиться за это... И не только Минск.

История рейса В2-840

Напомним, что 21 октября 2016 года "Боинг 737-800" рейса В2-840 компании "Белавиа" вылетел из аэропорта Жуляны (Киев) в столицу Белоруссии. На его борту были 136 пассажиров и шесть членов экипажа. Через 16 минут после взлета пилот получил приказ диспетчера Украинского государственного управления воздушным движением "Украэрорух" немедленно вернуться назад, без дальнейших объяснений. Было сказано, что если приказ не будет выполнен, в воздух будут подняты истребители. Расшифровку переговоров пилота и диспетчера опубликовала белорусская газета "Беларусь сегодня".

Командир воздушного судна не рискнул ослушаться и с полными топливными баками, подвергая опасности жизнь пассажиров, совершил посадку. После приземления один из пассажиров, гражданин Армении, был снят с рейса, допрошен, позже освобожден и в этот же день вылетел в Минск. Здесь возникает вопрос - по какой причине Армен Мартиросян мог так не на шутку взволновать украинские власти? Да, он блогер-антимайдановец, но из-за этого подвергать опасности жизни пассажиров и создавать проблемы с дружественной Белоруссией? Тем более, что Киев мог задержать Мартиросяна в Минске, используя двусторонние механизмы сотрудничества по линии силовых структур.

По словам Мартиросяна, при обыске у него искали "накопитель с информацией — непонятно какой". И если по такому поводу можно принудительно сажать самолеты, то что можно сделать, если цель гораздо круче? Например, сделать Россию ответственной за крушение западного "Боинга"?

Протесты Белоруссии ушли в песок

Далее события развивались так. Министерство иностранных дел Белоруссии вручило ноту протеста украинским властям через посла в Минске. В ноте подчеркивалось, что белорусская сторона ожидает официальных извинений и требует компенсации всех финансовых затрат и издержек, понесенных в результате действий украинских властей.

СБУ вначале все отрицала, но после опубликования стенограммы переговоров с диспетчером заявила, что угроза применения боевой авиации против гражданского рейса является следствием ошибки диспетчера. "Мы никаких указаний относительно истребителей не давали и давать не могли. Это абсурд. Мы не присутствовали на переговорах, и я не могу расписываться за "Украэрорух", - заявила пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская. "Вполне возможно, что это сработал человеческий фактор и это выдумка, человек переусердствовал", — цитирует ее комментарий канал "112 Украина". Что же, диспетчер мог "переусердствовать" и в других случаях, например, отдав приказ снижаться рейсу MH17. Ведь до сих пор нет стенограммы переговоров того трагического рейса.

Сам диспетчер сообщил, что указание поступило от "Украэроруха" и "военного руководства". На самом деле, ему можно верить, диспетчеры - это особая каста, особая подготовка и высочайший уровень нагрузки на нервную систему. Для них каждое слово имеет ценность. И главная их цель — спасать пассажиров в любом случае. И, следовательно, угрожать диспетчер самостоятельно просто не может, по определению. Он, несомненно, повторил команды тех, кто стоял за его спиной, а сейчас из него делают козла отпущения.

В "Украэрорухе" заявили, что диспетчер действовал в интересах национальной безопасности Украины. "В "Украэрорух" поступила информация о необходимости вернуть самолет рейса BRU 840 авиакомпании "Белавиа" в связи с угрозой национальной безопасности Украины. Данное требование было выполнено", - отметили в компании. "Ничего страшного не произошло", — подвела итог Елена Гитлянская.

Авиационный терроризм — это для Украины уже опыт

Можно было бы сказать: "Бог с ней, с Белоруссией... Извинений нет, компенсация будет "небольшой", но это не наши проблемы". Но в том-то и дело, что Лукашенко потворствует СБУ. И возникает вопрос - а какой самолет будет следующим? Нас также интересует, можно ли воспользоваться этим случаем, чтобы аргументировать украинское участие в трагедии малазийского "Боинга MH17" в небе над Донбассом.

"Думаю, что здесь, скорее, косвенные признаки того, что произошло тогда", - сказал Правде.Ру Владимир Джаралла, крымский политолог. Пока, как мы видим, главная линия направлена на то, что виновны ополченцы и "Бук" — ракетная установка, которая была доставлена с территории России. И пока они стараются продавливать эту версию. Запасные варианты пока отложены в долгий ящик. Но если эта версия будет рушиться и будет гореть земля под ногами, они будут стараться придумывать все что угодно, но ничего не поможет".

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *