Таджикистан готов освободить российских летчиков под давлением России

Россия отстояла своих в Таджикистане

В Таджикистане вынесли решение по кассации на приговор двум летчикам, обвиненным в контрабанде. Россиянин Владимир Садовничий и его коллега из Эстонии Алексей Руденко отпущены из-под стражи.

Напомним, что данная история длится несколько месяцев. До марта 2011 года два самолета Ан-72 компании Rolkan Investmens Ltd, за штурвалами которых были Садовничий и Руденко, занимались доставкой гуманитарной помощи в Афганистан. К весне контракт на перевозки истек, и летчики собрались лететь в сторону России через воздушное пространство Таджикистана. Без разрешения властей Таджикистана подобный полет просто не мог бы состояться.

Однако при подлете к аэропорту таджикского города Курган-Тюбе диспетчер вдруг заявил, что разрешения на пролет через таджикскую территорию нет. Топлива для возвращения в Кабул не было. Да и если бы оно было — пришлось бы запрашивать специальное разрешение, ибо в противном случае силы НАТО имели бы полное право сбить лайнер. Пришлось садиться в Курган-Тюбе, где летчиков немедленно задержали сотрудники Комитета национальной безопасности (КНБ) Таджикистана.

Далее дело приняло совсем уж скверный оборот. Летчиков посадили в СИЗО, им предъявили обвинения в незаконном пересечении границы, международных правил полетов и контрабанде. Обвинения более чем странные. Во-первых, вопросы полетов лайнеров, зафрахтованных международными миссиями, решаются заранее. Соответственно, нарушения правил полетов и незаконное пересечение границы едва ли имели место. А уж контрабандой можно было считать разве что… полуразобранный двигатель.

Версии случившегося возникли разные. Одна из них заключалась в том, что руководство Таджикистана хотело обменять лётчиков на родственников одного из местных высокопоставленных чиновников, которые отбывают в России длительные сроки за распространение героина. Вторая сводилась к тому, что таджикам понадобились самолеты Ан-72, и они столь оригинальным способом решили их "прикарманить". Как бы то ни было — но правовые основания для задержания летчиков были весьма зыбкими.

Читайте также: ТЕМА ДНЯ: Россия защищает летчиков в Таджикистане

В этой ситуации множество вопросов появилось к работе консульства России в Таджикистане. Оно никак не проявляло себя вплоть до 6 октября, когда в суде Курган-Тюбе начался процесс, и прокурор потребовал для летчиков 15 лет тюрьмы по весьма сомнительному обвинению. И это притом, что Садовничему в СИЗО стало плохо. Потом дипломаты оправдывались, что, дескать, они действовали по-тихому, не желая навредить пилотам. Правда, такое объяснение смотрелось весьма неубедительно.

"Подобное развитие ситуации с нашими людьми произошло во многом потому, что вопросом попавших в беду летчиков не занимались. Возможно, просто потому, что не хотели. А это лишний раз доказывает, что во многом в своем развитии мы движемся по инерции прежних лет, когда судьба отдельно взятого человека не сильно волнует, казалось бы, большую и сильную, как мы себя позиционируем, по крайней мере, на словах, державу. Эту тенденцию надо решительно прекращать", — прокомментировал ранее в интервью "Правде.Ру" действия российских дипломатов депутат Госдумы, директор Института стран СНГ и Балтии Константин Затулин.

Читайте также: Москва опозорилась в Душанбе

И только когда 8 ноября суд приговорил Садовничего и Руденко к 8,5 годам лишения свободы, и практически все средства массовой информации сообщили об этом, дипломаты по-настоящему засуетились и довели все до сведения высшего руководства России. Дмитрий Медведев поручил проработать все возможные каналы для вызволения пленников. Глава МИДа Сергей Лавров несколько раз говорил со своим таджикским коллегой Хамрохоном Зарифи. Посол РФ в Душанбе Юрий Попов дважды обсудил тему освобождения летчиков с президентом Эмомали Рахмоном.

Параллельно, по решению Федеральной миграционной службы (ФМС), из Москвы были депортированы сотни таджикских гастарбайтеров. В ведомстве заговорили о том, что процент совершаемых гражданами Таджикистана преступлений на территории РФ очень высок. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко поставил вопрос о том, чтобы вообще запретить въезд трудовых мигрантов из Таджикистана по причине того, что они заражены множеством опасных болезней.

Кроме того, в России активно обсуждался вопрос о введении визового режима с Таджикистаном и обложения денежных переводов в эту страну специальным сбором. Поднималась также тема судьбы находящейся на территории России собственности, принадлежащей таджикскому руководству. С учетом того, что переводы мигрантов из России составляют половину ВВП Таджикистана, Рахмон и его подчиненные просто не могли не прислушаться к требованиям, доносящимся из России.

И вот уже не только защита летчиков, но и прокуратура опротестовала приговор Садовничему и Руденко. И когда 22 ноября началось заседание суда Хатлонской области, сторона обвинения постаралась сохранить лицо и представить дело так, чтобы и обвинительный приговор сохранить, и пилотов выпустить на свободу. В дело была запущена достаточно хитрая схема.

Так, прокурор попросил суд признать летчиков виновными в нарушении воздушного пространства, за что полагается два года тюрьмы. По статье о нарушении правил полетов им бы светило полтора года, но путем частичного сложения наказания общий срок получился 2,5 года. Полгода Садовничий и Руденко уже отсидели, а на тех, кому осталось провести в тюрьме два года, распространяется амнистия. В итоге летчики вышли на свободу.

Таким образом, Россия хоть и с опозданием, но вступилась за своего гражданина (за Руденко вступилась Эстония). Огромную роль в счастливом завершении истории сыграло колоссальное внимание, которое уделили процессу средства массовой информации. Во многом именно они заставили российских дипломатов зашевелиться и сработать должным образом. А высшее руководство страны показало, что и оно может обратить внимание на попавших за границей в беду своих граждан — вне зависимости от того, какие посты эти граждане занимают.

Остаётся надеяться, что впредь российские дипломаты с самого начала будут обращать внимание на неправосудные действия, которые совершают с согражданами не только в Таджикистане, но и в любой другой стране. А не ждать полгода до начала судов, или пока СМИ не запестрят шквалом публикаций и репортажей. Защита своих граждан — дело национального престижа. В противном случае другие страны будут продолжать вытирать ноги о российских граждан, да и о государство в целом.

Смотрите видео на тему

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить