Исламисты из "Хизб ут-Тахрир" представляют все большую опасность для России

"Хизб ут-Тахрир": против всех

Насколько опасна для России "Хизб ут-Тахрир"? Этим вопросом задаются сегодня многие. Ведь если раньше члены этой организации были особенно активны в среднеазиатских республиках бывшего СССР, то теперь их периодически задерживают и на российской территории.

Напомним, что "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (по-арабски "Партия исламского освобождения") была основана в 1953 году в Восточном Иерусалиме судьей местного шариатского суда Такиуддином ан-Набхани. Изначально деятельность ее носила резко антиизраильский характер, но очень быстро она вышла за рамки борьбы "против сионистов".

Сейчас ее идеологи ратуют за установление шариата на Земле под властью единого исламского государства — Халифата. Не остается в стороне и Россия. Так, в 2006 году один из лидеров этой организации призывал разобраться "с русскими в Чечне".

Однако деятельность этой организации нередко вызывает осуждение среди мусульман. Так, представители легальных исламских организаций РФ нередко называют "Хизб ут-Тахрир" сектой. Более того, с 2003 года эта организация считается в России террористической. Сами же члены этой структуры говорят о том, что они добиваются своих целей путем сугубо мирной пропаганды.

Однако можно ли этому верить? Например, в апреле 2008 года директор ФСБ Николай Патрушев обозначил "Хизб ут-Тахрир" как одну из новых террористических угроз для России, которая "пытается перенести свою преступную деятельность в Уральский регион".

А в декабре 2010 года ряд информагентств распространил информацию, согласно которой спецслужбы РФ ликвидировали ячейку этой организации в Москве и Московской области, состоявшей из граждан Таджикистана. Помимо пропагандистской литературы у них якобы было изъято взрывное устройство, с помощью которого они планировали подорвать один из столичных железнодорожных мостов. А в апреле по делу "Хизб ут-Тахрир" было задержано несколько человек в Татарстане.

Правда, несмотря на это, в той же "Википедии" имеется посвященная этой организации статья, в которой она представлена этакой невинной овечкой.

Что же в действительности представляет собой эта организация? На этот вопрос в интервью "Правде.Ру" ответили эксперты Гейдар Джемаль, Евгений Сатановский и Андрей Грозин.

Фото: AP

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России: "Эту организацию сделали террористической после того, как Москва задружилась с узбекским диктатором Исламом Каримовым. А до этого ее члены преспокойно отдыхали на территории России от преследований Ташкентом.

Однако несколько лет назад Москва стала выдавать Каримову даже тех узбеков, которые якобы были замечены в ее деятельности и у которых было российское гражданство.

Что касается деятельности ее членов, то обычно это жертвенные акты вроде того, чтобы добиться приема у какого-либо министра и положить ему на стол листовки пропагандистского характера, за что таких людей нередко арестовывают и они подвергаются разного рода давлению.

Эта картина наблюдается во многих южных республиках бывшего СССР, в том числе и в Таджикистане. Такое отношение во многом связано с тем, что "Хизб ут-Тахрир" становится все более популярным среди простого народа и деятели вроде Рахмона и Каримова видят в них угрозу своей власти.

И во всем мире, кроме постсоветского пространства, данная организация не считается террористической потому, что она не совершает террористических актов. Не случайно ее главные штаб-квартиры находятся как на Западе, так и в странах арабского мира, Лондоне и Бейруте".

Ливан является одной из редких стран арабского мира, в которых деятельность "Хизб ут-Тахрир" не преследуется. Практически во всех остальных странах с этой организацией ведется жесткая борьба. В качестве наиболее характерных примеров следует привести Египет, Ливию и Сирию. В Египте эта организация запрещена с 1974 года. По версии египетских властей, местная ячейка "Хизб ут-Тахрир" пыталась организовать переворот, но была вовремя раскрыта. В Сирии в отношении сотен ее членов были возбуждены уголовные дела за участие в экстремистской деятельности. Что касается Каддафи, то тот почти все свое правление вел с ними борьбу не на жизнь, а на смерть. До последнего времени эта война была для Полковника удачной: его спецслужбы рано или поздно перехватывали руку исламистов, "направляемую из Лондона". Чтобы минимизировать их активность, ливийские "чекисты" провели также несколько успешных спецопераций на территории самой Великобритании по нейтрализации главарей экстремистов.

А вот мнение президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского: "Мы для организаций вроде "Хизб ут-Тахрир" являемся полем деятельности, территорией джихада, которую необходимо завоевать во имя установления Халифата. Тех, кто будет этому сопротивляться, ожидает уничтожение. Этим и объясняется то, почему, казалось бы, чисто арабская и изначально антиизраильская организация пустила свои корни во многих неарабских мусульманских странах. Истинную сущность и исходящую от подобных структур смертельную опасность понял еще Кадыров-старший, который и принялся их вовсю подавлять.

Однако сейчас эта опасность нам угрожает не со стороны Северного Кавказа, а со стороны Центральной Азии. Достаточно посмотреть на их усиление в том же Таджикистане. И уже сейчас они активно пытаются развить свою деятельность у нас. Мы то и дело слышим о том, как правоохранительные органы ликвидировали очередную ячейку этой организации. Но самое поразительное то, что есть среди отдельных российских политиков занимающие в том числе и депутатские кресла люди, настаивающие на легализации таких организаций. Что ж, если им хочется, чтобы мы превратились в Афганистан, то пожалуйста.

Нас не должны убаюкивать заявления о пушистости "Хизб ут-Тахрира", который, дескать, мирно живет в западных странах. Да, подобные организации были взяты на иждивение Западом в тот момент, когда противостояние с Советским Союзом достигло наивысшего накала. Я имею в виду ввод войск в Афганистан. Здесь временные цели исламистов и Запада совпали: они объединились против "агрессивного коммунизма". Да и сейчас потребность в подобных организациях не отпала полностью. Ведь с точки зрения западной демократии исламисты из "Хизб ут-Тахрира" являются борцами против деспотизма и всевозможных диктаторов. "Как здорово, когда свобода!" — восторгаются многие на Западе. Те же, кто выступает за "свободу" в мусульманских странах, этим вовсю пользуются и продолжают расточать сладкие речи. Благодаря чему и получают западные гранты на свою деятельность. Тем более, что лидеры данной структуры не устают выступать с антироссийскими заявлениями. Самое же интересное остается вне взоров политологов, достаточно обратиться к тому, что они сами пишут на арабском.

И игры с исламистами являются палкой о двух концах. Ведь добрые верующие люди, как показывает практика, бывают очень разными. У тех, о которых мы сейчас ведем речь, — XVII век. Позднее Средневековье, эпоха религиозных войн.

Сначала такая политика ударила по советским войскам в Афганистане, потом по неудобным для Запада арабским режимам, а сейчас и по самому Западу. Показательно, что представители подобных организаций отнюдь не спешат заклеймить позором тех, кто участвовал в терактах 11 сентября, взрывал лондонское метро и т. д. Они с выгодой используют свое легальное положение для пропаганды, которая сейчас напрямую бьет по западным интересам.

И вовсе не обязательно самим что-то взрывать. К этому вполне способны двигать их проповеди. Не случайно, уже сейчас английские гопники вынуждены патрулировать с бульдогами на поводках потенциально опасные районы в своих городах и брать под защиту семьи солдат, погибших в Ираке и Афганистане, которым угрожают исламисты, вдохновленные речами о джихаде и установлении шариата по всему миру.

Ничего удивительного в этом нет. Такие организации ведут поэтапную борьбу: сначала закрепиться на лояльной им территории, потом подмять под себя местную мусульманскую общину, а потом и подмять ту территорию, где им позволили жить. Ничего удивительного в этом нет, ибо тактика исламистов позволяет во имя достижения наивысшей цели временно блокироваться с одними неверными для уничтожения других неверных, после чего можно приступать и к уничтожению тех, с кем ты только что блокировался".

А вот мнение заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина: "Говорить о том, что "Хизб ут-Тахрир" является сугубо мирной проповеднической организацией, стремящейся лишь облагородить нравы, не стоит. Те члены этой организации, которые сидят в Лондоне, возможно, действительно убеждены в том, что добиться царства шариата на Земле возможно исключительно путем мирной проповеди.

Однако деятельность ячеек "Хизб ут-Тахрира" в Центральной Азии наглядно говорит о том, что эта организация представляет серьезную опасность для светских режимов. Ведь, по сути, исламисты как единое целое в природе и не существовали. Фактически, сейчас это "матрешечная" субстанция. Не все исламисты обязательно бегают с автоматами в горах и что-то взрывают. Это ошибочное представление. Большинство боевиков взяли в руки оружие не сразу, а после долгой и кропотливой идеологической обработки.

Читайте также: Моджахеды борются за демократию

Подобную пропаганду и осуществляют "рекрутинговые агентства" типа "Хизб ут-Тахрир". Вообразите себе ситуацию. Набрали эти проповедники себе молодежи и начинают их обрабатывать в духе: "Вы живете плохо и бедно потому, что нынешние ваши лидеры погрязли в коррупции и забыли про настоящий ислам".

Но, во-первых, главный подводный камень кроется в том, что практически в любом традиционном восточном обществе коррупция является одним из характерных элементов местных устоев. В свою очередь, во многом она является порождением кумовства, когда продвигают своих верных людей. Надеяться на то, что с приходом шариата все эти многовековые традиции уйдут в прошлое, довольно проблематично.

И во-вторых, самое главное, могут ли эти проповедники заставить того или иного диктатора устыдиться того, что он делает, и мирно передать власть носителям шариата? Разумеется, это утопия. И вот когда "мирные" проповеди наталкиваются на жесткую реакцию властей, опасающихся остаться без руля, — вот тогда начинается поляризация настроений. Конечно, кто-то будет стоически переносить репрессии и продолжать проповедническую деятельность. Другие же, видя, что она ничего не дает, кроме напрасной траты времени и собственного здоровья, переходит к радикальным формам борьбы. Одним из недавних примеров является ситуация с Казахстаном, когда в Алма-Ате спецназ с боем был вынужден нейтрализовать подобную ячейку. Если вчера "Хизб ут-Тахрир" орудовал в Узбекистане и Таджикистане, то сегодня от него начинают страдать прежде благополучные относительно угрозы исламизма Казахстан и Киргизия.

Для России деятельность подобных организаций также несет потенциальную угрозу. То, что членов "Хизб ут-Тахрира" периодически задерживают в мусульманских республиках, является лишь первой серьезной ласточкой для нас.

Дело в том, что идеи этих проповедников находят среди жителей Таджикистана и Узбекистана все большую поддержку параллельно ухудшению экономической ситуации в этих республиках. И с миллионами едущих сюда гастарбайтеров радикальные идеи попадают к нам.

Разумеется, переломить эту негативную тенденцию можно. Но тут есть ряд "но": попадая в Россию, они явно не становятся богачами. Работают и живут они подчас в довольно тяжелых условиях, в рамках узких, замкнутых и почти не размываемых общин. То есть, условия для их радикализации сохраняются. Бороться же с экстремистскими группировками довольно тяжело в силу их замкнутости, а также слабого знания представителями правоохранительных органов их языков и т.д."

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить