Раскол в русской диаспоре Латвии способствует дискриминации "неграждан"

Тяжелый выбор латвийских русских

В Латвии идет сбор подписей в поддержку законопроекта о русском языке как второго государственного. Если Сейм не утвердит его, в стране может быть проведен референдум. Используя эти лазейки в законодательстве, инициаторы пытаются покончить с многолетней дискриминацией русских. Эксперты полагают, что притеснения русских могут поддержать… сами русские.

Сбор подписей — продолжение акции "За родной язык", стартовавшей в Латвии 7 марта. Организаторам удалось собрать 12 533 нотариально заверенных подписей, которые были поданы в ЦИК. Возглавило инициативную группу движение "Родной язык". Его лидеры Владимир Линдерман и Евгений Осипов говорят, что вслед за этой акцией пойдет плебисцит о другой латышской проблеме: институте неграждан.

Центризбирком проверил собранные подписи на подлинность и отсутствие ошибок и объявил с 1 по 30 ноября официальный сбор подписей десятой части избирателей Латвии. Если Сейм отклонит законопроект по вопросу о языке, то должен быть проведен общенациональный референдум. Чтобы русский язык в Латвии стал вторым государственным, на референдуме за это предложение должны проголосовать около 770 тысяч граждан.

Читайте также: Латвия: успех политических "углов"

Сбор подписей за русский язык стал ответом на другую акцию: сбор подписей за повсеместный перевод школьной программы русских учебных заведений на латышский язык. На последние островки русской культуры набросилась националистическая партия Visu Latvijai ("Все для Латвии!"), или VL. На сентябрьских выборах в Сейм VL стала одним из лидеров, сформировав четвертую по численности парламентскую фракцию. Члены VL вошли в состав коалиционного правительства.

Международная правозащитная организация "Мир без нацизма" давно назвала VL "партией моноэтнического латышского государства", сиречь, неонацистской. В заявлениях VL превалируют неонацистские и русофобские интонации. Именно русофобия и экономическая нестабильность помогают латвийским неонацистам держаться на плаву. За них голосуют избиратели, к их мнению прислушиваются политические круги. Более того, зоологическая русофобия латышских наци, похоже, вызывает молчаливое одобрение у стран Евросоюза.

В сентябре этого года в Риге прошла Конференция русских соотечественников в Прибалтике. От лица латвийских русских выступил историк Виктор Гущин. По словам делегата, официальная Рига с помощью Евросоюза продолжает вести войну против национальных меньшинств страны. Русская община, по словам Гущина, является одной из самых организованных и активных членов гражданского общества Латвии. Она объединяет более двух десятков различных общественных организаций страны.

Читайте также: Тень сепаратизма нависла над Латвией

Русские общественные объединения готовы работать на благо Латвии. Но, по словам Гущина, латвийское государство не предоставляет русским объединениям никакой поддержки. Более того, те же самые организации ветеранов — участников ВОВ, опекаемые Русской общиной Латвии, полиция безопасности именует "пятой колонной" России. На фоне этого многие видные латышские политики чествуют эсэсовцев.

Латвийский историк Борис Равдин, принимавший участие в сентябрьской конференции, сказал, что русскому языку в Латвии объявлена война. В стране сейчас идет оптимизация (сокращение. — Ред.) числа средних учебных заведений. На местах все проходит так: сначала закрывают русскую школу и только потом латышскую. Ситуация с русскоязычным высшим образованием также не внушает оптимизма. Лекции в вузах должны читаться либо на латышском, либо на одном из официальных языков Евросоюза. Русский в число этих языков не входит.

Политику латвийских властей по отношению к негражданам Латвии социолог Владимир Бузаев назвал "латышизацией нелатышей". В своей книге "Как выживают русских" он дал определение "латышизации": "Перевод детских садиков на латышский язык обучения и терпеливое ожидание, пока продукттакого воспитания незакончит 12-й класс". Те, кто читал Айтматова, сразу вспомнят манкуртов. Но известного писателя эти манкурты вряд ли прочитают. Хотя бы потому, что он был не латыш из Евросоюза, а советский киргиз.

Читайте также: Россия проигрывает Латвии на фронте истории

Латвийский государственный омбудсмен Юрис Янсонс по долгу службы следит за нарушениями прав человека в стране. По его мнению, дискриминации русских в этом прибалтийском государстве не существует. Янсонс считает, что требование ООН к Латвии о ликвидации статуса негражданина — это только рекомендация, а статус гражданина нужно еще заслужить. Русские с паспортами "негров" не хотят становиться гражданами.

Следовательно, заветный синий паспорт им не светит, поскольку "не заслужили". В октябрьском интервью латвийским СМИ омбудсмен добавил следующее. Проблема "негров" в Латвии для него не так остра, как проблема дискриминации сексуальных меньшинств. Он планирует провести ряд дискуссий о легализации однополых браков.

Министр культуры Латвии Сармите Элерте считает статус негражданина избытком гуманизма 90-х годов. "Власти Латвии так решали последствия неконтролируемой иммиграции в советские годы. Они предоставили статус негражданина почти миллиону человек, которые поселились в Латвии во время оккупации", — цитирует Элерте латвийская газета Latvijas Avīze.

Интересы русских в Сейме представляет партия "Центр согласия". Ее лидер Нил Ушаков в 2009 году был избран мэром Риги. Проводя оптимизацию, Ушаков снял многолетний негласный мораторий на закрытие русских школ. Всего в Риге за период ушаковского мэрства было закрыто около 15 русских школ. На август 2012 года запланировано закрытие Школы имени Ломоносова, старейшей школы Риги. Она была основана в 1868 году.

Читайте также: "Русская" надежда во главе Латвии

Ушакову на деле выпала роль надзирателя за русскими общинами и русской прессой. Благодаря Ушакову и "Центру согласия" был "завернут" ряд публикаций в русской печати Латвии. В частности, о закрытии Школы имени Ломоносова и о наиболее громких фактах притеснения русского языка. "Центр согласия" настоятельно рекомендовал СМИ "не педалировать эти вопросы".

Когда русские общины Латвии начали собирать подписи за законопроект по русскому языку, лидер "Центра согласия" поначалу заявил, что "не поддержит данное мероприятие". Позже мэр Риги изменил решение. 8 ноября латвийское информагентство NovoNews опубликовало открытое письмо Ушакова, где рижский мэр заявил, что "как русскоязычный латвиец" поддерживает идею референдума и обязательно проголосует за русский язык. Добавив, что "как прагматичный политик" заранее видит его неудачу.

Латвийский политолог Карлис Даукштс прокомментировал это заявление Ушакова как "реверанс в сторону настроения своих избирателей" и "политическую слабость". "Не секрет, что во многих российских газетах и на интернет-порталах партию "Центр согласия" критикуют за то, что она пытается избавиться от своих слишком прорусских представителей. Например, таких, как Татьяна Жданок", — цитирует политолога NovoNews. Тем самым, не без основания полагает Даукштс, Ушаков и его ЦС раскалывают латвийских русских на две части.

В самом начале референдума латвийские СМИ начали копаться в биографиях главных координаторов акции и выискивать там компромат. У Владимира Линдермана и Евгения Осипова оказалось нацболовское прошлое. СМИ представили сбор подписей как провокацию ненормальных радикалов.

Читайте также: Перестанут ли русские в Латвии быть Sukinsami?

Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации, считает, что координаторов намеренно очерняли. "Линдерман после разрыва с Лимоновым стал правозащитником. Те, кто называет его "русским радикалом", ошибаются. Основное количество его сторонников — в Латгалии, среди латгальских общин. Деятельность Линдермана в Латвии не имеет ничегообщего с деятельностью Линдермана в России.

Почему он вернулся в Латвию? Он полностью разочаровался в своей российской деятельности, связанной с Лимоновым и НБП. Он решил вернуться в Латвию и начать жизнь с нуля. Савл стал Павлом, а бывший соратник Лимонова — защитником прав угнетенных. Всех, кого притесняют, а не только русских в Латвии", — сказал эксперт "Правде.Ру".

Президент латвийского Института европейских исследований Александр Гапоненко назвал возглавляемое Линдерманом и Осиповым общество "Родной язык" единственным русским движением в Латвии, которое "не испугалось".

Александр Гапоненко считает, что "русский средний слой продался в Латвии за чечевичную похлебку", а затем обленился. Главный враг латвийских русских, по словам эксперта, это "лень самих русских, с которой на этот раз им необходимо справиться ради себя же. Русская лень — главный противник победы в сборе подписей", цитирует Гапоненко "Росбалт".

Поставить подпись может только гражданин Латвии. Русский с паспортом страны — члена Евросоюза встал перед выбором: заступиться за родной язык и права русских, которые жили в Прибалтике веками, или сделать вид, что в Латвии ничего не происходит. Тем более, что за первое в Прибалтике по головке не погладят.

Хуже всего в этой ситуации самим негражданам. Более 300 тысяч латвийских nepilsoņi не смогут принять участие в референдуме. Им останется только терпеть политику латышского апартеида, поскольку плебисцит в поддержку русского языка можно заранее считать проваленным. Этнические русские среди граждан Латвии составляют меньшинство. Уезжать из Латвии в Россию "негры" не спешат: они не верят, что здесь найдут свой дом. Российские гарантии слишком декларативны и призрачны, чтобы их воспринимать всерьез. Русские, сбежав из Латвии, окажутся в абсолютно чужой для них стране.

Ситуацию прокомментировал Михаил Иоффе, директор Центра правовой помощи соотечественникам "Москва — Россияне":

"Латыши сумели защитить свой национальный язык на правовом уровне. Они закрепили его в конституции. Статус русского языка нигде и никак не закреплен. Этим самым латвийские власти пришли, во многом, к пресловутому институту "неграждан". Понятие "негражданин" в Прибалтике ввели вовсе не в начале 90-х годов. Его ввела администрация рейхскомиссариата "Остланд" в отношении коренного населения Прибалтики.

Что касается идеи референдума, то она целиком и полностью правильная и благородная. Дело в другом: даже после того, как референдум пройдет успешно, власти это положительное решение не утвердят. Не для того они вводили дискриминацию в отношении русского языка, чтобы потом сдать свои позиции. То, что с правящей латвийской элитой пытаются договориться русскоговорящие партии Латвии, — это для местного истэблишмента нормально.

Не все русские в Латвии относятся к этой проблеме однозначно. Ориентируются, в основном, на "Центр согласия". По вопросу о языке не дают высказаться негражданам, которых в Латвии много. Высказаться насчет языка — это их право. Но в Латвии, как в Римской империи, права — только для граждан. Тысячам бесправных "неграждан" не дают высказать свое решение.

В русской диаспоре Латвии нет единства. Поэтому каждый политический лидер тянет одеяло на себя. А если бы "ЗаПЧел", "Центр согласия" и другие объединились, то результат был бы другим. Пока что им остается комментировать, что хорошего или плохого сделал их собрат, ставший конкурентом в политической борьбе".

16 ноября стало окончательно ясно, что никакого референдума не состоится. Президент Латвии Андрис Берзиньш дал понять, что никакого второго государственного языка в Латвии не будет. Так раздробленность и атомизация латвийских русских в очередной раз позволила власти наступить на их права.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *