Интервью с латвийским политологом и правозащитником Эйнарсом Граудиньшем

Эйнарс Граудиньш: Латвия стоит на русофобии

Победа "Согласия" на парламентских выборах в Латвии при сильной антироссийской пропаганде неожиданна. Это не пророссийская партия, но адекватный для России партнер. Однако ее представители не войдут в правительство. Возможны ли протесты в Латвии? Куда идет Запад? Как надо реагировать России? Об этом в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru по скайпу рассказал политолог и правозащитник Эйнарс Граудиньш.

— Все латвийские и западные СМИ сообщили о том, что результаты чуть ли не сенсационные. Победила пророссийская партия "Согласие". Действительно ли это сенсация? И насколько партия прорусская?

— Нет здесь совершенно никакой сенсации. "Согласие" на этих выборах часть электората даже потеряла. Соответственно, у них уменьшилось представительство в парламент. В предыдущем парламенте у них было больше мест — 31, но их представители даже не были в правительстве. Поэтому в новом правительстве они тем более не будут.

В программе, в высказываниях руководителей данной политической партии Нила Ушакова и Яниса Урбановича никакого прорусского направления нет. Я не считаю, что Центр согласия — это прорусские партии в полном смысле этого слова. Есть фундаментальные идеологические вещи, которые должны быть озвучены электорату, чтобы партия называлась прорусской. А руководители партий Центра согласия, напротив, говорят, что здесь была советская оккупация, однозначно поддерживают целостность Украины, естественно, включая Крым.

Соответственно, партия "Согласие" не является пророссийской, высказывания ее лидеров не являются пророссийскими. Надо совершенно четко понимать, что во всей политической структуре Латвии "Согласие" себя дефинирует как партия оппозиции. Но партией руководит Нил Ушаков, который уже несколько сроков является мэром города Риги. Его партия имеет там контрольный пакет. А рижский бюджет, сами понимаете, какие деньги. В Риге живет половина населения. Есть очень четкие разделения прав с другими партиями власти. И здесь ситуация совершенно иная, чем это подают массмедиа.

— Чем вы объясните, что партия все-таки потеряла голоса?

— Народ, на самом деле, разочаровался не только в Центре согласия, а вообще, во всей политической власти. То, что "Согласие" получило все-таки хороший результат в Латгалии, это не заслуга партии, а протестное голосование электората этого самого отсталого, депрессивного региона, где люди просто доведены до скотского состояния, вся молодежь практически выехала. А в Риге, как раз наоборот, неплохой результат объясняется тем, что жизнь сравнительно нормальная.

— В Латгалии в основном русские живут? Почему этот район такой отсталый? Почему власть не старается там наладить более-менее нормальную жизнь? Ведь такое положение плохо для всей страны. Сепаратистские настроения растут.

— А вы уверены, что латвийское правительство делает то, что хорошо для страны? Я думаю, что нет. На самом деле в Латвии сегодня нормальная жизнь, более-менее человеческая достойная жизнь, осталась только в больших городах: Рига, Лиепая, Вентспилс, Валмиера. Во всех остальных местах глубочайший упадок. Не надо ехать даже в Латгалию. Достаточно просто взять машину и выехать из столицы по латгальскому шоссе. Сразу начинаются заброшенные поселки. Все поля уже заросли сорняками.

— "Согласие" все-таки выиграло выборы. Но у партии не только не будет возможности сформировать правительство, но и получить в нем хотя бы несколько портфелей. Как такое возможно?

— Это получается очень просто. Потому что реально формируют правительство американцы, они назначают премьера, всех министров и т.д. В европейской стране это делает Америка. Все-таки "Согласие" здесь дефинируется как пророссийское. Есть люди с русскими фамилиями. Даже это учитывается, кстати. Поэтому США однозначно не допустят, чтобы такая партия была в правительстве. Эта возможность отпадает автоматически.

— Это, конечно, удивительно.

— Нет, у нас в этом ничего удивительного нет. Коалиция собирается запросто. "Единство", зеленые, крестьяне и национальные объединения. Все на этом заканчивается. И там полная коалиция работает.

— А "Согласие" может создать коалицию?

— Нет. За "зелеными" и крестьянами стоит целых два человека. Один — всем известный Айвар Лембергс, другой — новый политик, который набрал значительно в весе за последние годы, это Вейонис, бывший министр обороны. И они не самоубийцы.

В Латвии электоральное голосование на выборах фактически четко разделяется по этническому признаку. И любая латышская партия, которая пойдет в правительство вместе с условно русской партией, где просто есть люди с русскими фамилиями, сразу ставит себе крест на политическом будущем. А это ж никому не надо. Тем более, схемы воровства и хищение из бюджета давным-давно отработаны моноэтническими партиями, моноэтническими правительственными коалициями. И там никаким русским места не отводится и не предусматривается.

Бывший госконтролер Латвии Ингуна Судраба имела довольно большую узнаваемость среди избирателей и вообще считалась такой леди, которая может защищать интересы латвийского народа. Но ее партия получила неполных семь процентов, хотя деньги были вложены в избирательную кампанию самые большие. Просто партия Судраба считалась даже не прорусской партией, но, возможно, позитивно смотрящей на восток. Просто адекватной и смотрящей трезвым взглядом на восток.

— Запад постоянно обвиняет Россию в агрессивности и вмешательстве во внутренние дела стран, но Россия почему-то не использует недовольство в той же Латвии для организации протестного движения.

— Россия на прямое такое влияние не пойдет, потому что это нанесет определенный ущерб репутации России в мире. Этого не надо.

Во-вторых, здесь у латышей и говорящих на латышском языке за 25 лет сформировалась совершенно четкая философия жизни: русский — это враг. Организовать какие-то столкновения можно, но надо учитывать вариант, что все наши спецслужбы очень четко контролируются американскими партнерами. И если начнет организовываться какая-нибудь структура, которая будет ставить себе такие цели, какой-то рижский Майдан, эти люди будут сидеть через десять минут.

— Получается, на Западе такие методы — норма. Почему тогда он критикует Россию за отсутствие демократии?

— Весь западный мир столетиями существует на принципах двойной морали. Все, что подается наружу, народу, показывается такой хорошей конфеткой, но это только красивый фантик. А внутри — совсем другое. И это дело узкого круга.

Как сегодня в Украине — неонацизм и преступления против человечности, военные преступления и т.д. А Запад это поддерживает. Не надо питать какие-то иллюзии, что западный мир демократичен, заботится о правах человека и прочих правах. Этого всего нет. Просто это некоторая внешняя обложка, которая сделана очень привлекательной. Очень интенсивно работают средства массмедиа, которые формируют человеческое мировоззрение.

— В Латвии проявляются последствия прекращения закупок продуктов Россией?

— Это касается на сегодняшний день в основном молочной промышленности. Но Россия по самым серьезным направлениям конкретно к Латвийской республике пока еще никаких шагов не сделала. Например, рыбная промышленность — очень серьезно. Но думаю, бизнесмены всегда найдут схемы, если им это выгодно. Сегодня сделать полностью закрытый вариант в экономике невозможно. Это инструмент политехнических заявлений. Но он не дает прямой экономический эффект.

— Какое сейчас настроение у жителей Латвии?

— Настроения абсолютно пессимистические, потому что у людей нет веры в будущее. Кстати, ни у одного поколения. У людей нет социальной защиты. Она, по сравнению со старыми странами Европейского союза, просто смешная.

А молодежь просто из Латвии уезжает и больше не возвращается. Мы за 15 лет потеряли около 500 тысяч населения. Это больше чем во время Великой Отечественной войны. Ну, какой может быть оптимизм?!

— Можно ли сказать, что Латвия стоит на поддерживании определенного уровня ненависти к России, создании образа внешнего врага?

— Сегодня Латвия идеологически держится на открытой русофобии, на ненависти к России и ко всему русскоязычному, что существует в мире. Это официальная идеология.

Здесь совершенно недавно один типа историк написал книгу, которая называется "Русификация". На презентации этой книги он открыто заявил, что, по его мнению, русские — это генетически неполноценные существа, которые в принципе могут только грабить. По этому заявлению правозащитники подали заявление в полицию безопасности. Там минимум пять статей подходит сразу же. А полиция ответила, что нет состава преступления.

То есть русофобия идет открытая. И за счет всего этого в Латвии сегодня живут европейские фонды. Частично на эту политику работают сворованные в России деньги, которые ваши нечистоплотные госчиновники высокого ранга или среднего уровня перебрасывают сюда, строят себе запасные аэродромы, если начнется что-то в России. На сегодняшний день у нас только по одному коммерческому банку проходят проверки по отмыванию 14 миллиардов долларов из России.

— Печальная какая-то картина вырисовывается, куда ни кинь. Хоть что-то внушает оптимизм?

— При той демографической ситуации, которая здесь есть сегодня, не вижу вообще никакого оптимизма. Потому что не может быть никакого оптимизма, если нет живых людей. Их просто нет. Потому что они уезжают. Самолеты с интервалом каждый час все забиты под завязку.

— Такое впечатление, что Евросоюз — это некий Четвертый рейх, построенный Германией, который превращает в рабов свои окраины. На ваш взгляд, какая перспектива у Евросоюза?

— Я думаю, что со временем он рухнет. Про Германию я совершенно согласен. Потому что самая богатая сегодня страна в Европе — Германия. Германии все должны. Что в свое время Гитлер не смог сделать танковыми дивизиями, немцы сделали через евро без всяких проблем. В Латвии основные активы государства латышам не принадлежат. И так везде. Это, в принципе, система давления, система протектората, система колоний, по которой работают сегодня старые европейские государства по отношению к любому государству в мире.

— Как вы оцениваете политику России в отношении Украины и стран Прибалтики?

— Я считаю, что она слишком, скажем так, слабая и малоэффективная. У России есть все средства и методы действовать гораздо жестче на геополитической арене. Хотя бы по вопросам защиты русскоязычного населения во всех этих странах. И в том числе, по Украине - там можно задать очень много вопросов. Почему до сих пор происходит уничтожение мирного населения? Я считаю, что России реально надо работать так же, как работают Соединенные Штаты Америки в мировой геополитике, то есть работать реально. То, что на Западе называют Realpolitik.

— Для этого, наверное, у России пока средств не хватает... Политической воли тоже, наверное, нет...

— Суть совершенно в другом. Россия — это в основном православное государство. А у Православия другая мораль и нравственность.

В Америке морали, нравственности нет. Эту страну создали бандиты, приехавшие со всего мира. Они поголовно истребили местное население.

А у России тысячелетняя история Православия. Это другое государство, устроенное на морали. Поэтому в России — соответствующая геополитика.

Беседовала Любовь Люлько

Читайте также:

Почему в Латвии не устроили Майдан

Латвия на подступах к геноциду русских

Литва: пройдет ли мода на русофобию?

США как инкубатор АнтиРоссии

Над Латвией нависла тень крымского прецедента

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить