Эстония стоит перед выбором: признать или нет существование народа сету

Сету: непризнанный народ Эстонии

В Эстонии готовятся к переписи населения, которая пройдет с декабря 2011 по март 2012 года. Впервые в современной эстонской истории в переписном листе появится графа о владении каким-либо местным языком, кроме эстонского. Не исключено, что по итогам мероприятия власти, наконец, признают наличие на своей территории отдельного народа под названием сету. Его отличия от эстонцев очевидны, хотя язык сету очень близок эстонскому.

Сету — финно-угорский народ, проживающий как в Эстонии, так и в Псковской области России. Их язык близок эстонскому, однако они, в отличие от титульной нации этой прибалтийской страны, исповедуют православие, а не лютеранство. В России до недавнего времени наличие такого народа также не признавалась. Однако в последнее время ситуация явно сдвинулась с мертвой точки. В 2010 году сету получили статус коренного малочисленного народа России. Сегодня в нашей стране их насчитывается до 300 человек.

Недавно в деревне Сигово Печорского района прошел фестиваль сету. Власти Псковщины даже выступили с инициативой переселить на территорию региона представителей сету, выехавших за последние годы в Эстонию. В качестве подъемных им предложили по 50 тысяч рублей. Увы, деньги эти слишком небольшие, чтобы эстонские сету потянулись на Псковщину. Жизнь в Прибалтике явно дешевле, а коррупция — ниже. И даже лучшие условия для развития своего национального "я" пока не заставляют их обратить свои взоры на восток.

Читайте также: Сомнительные успехи "свободной" Эстонии

Наиболее популярная среди ученых версия возникновения сету такова. Это народ, соседствовавший с древнерусским племенем кривичей, заселявших Псковскую землю. За ними закрепилось название "псковская чудь", ибо многие его представители жили вперемешку с русичами и платили Киевской Руси дань. Впрочем, данниками Руси периодически становились и племена эстов и ливов — предков современных эстонцев.

Длительный отказ Эстонии признавать сету отдельным народом объясняется языковой близостью. Их язык считается всего-навсего вырусским диалектом эстонского. Из этого прибалтийские ученые сделали вывод, что сету — не потомки псковской чуди, а переселенцы из других регионов современной Эстонии, которые бежали к Чудскому озеру от рыцарей Ливонского ордена и от обращения в католичество (позднее — лютеранство).

Так или иначе, но в отличие от большинства эстонцев, сету приняли от русских православие. Однако они в огромной степени сохранили языческие обычаи и обряды. Перевод Библии на их язык (или диалект) был осуществлён только в ХХ веке. В результате они не очень то знали догматы церкви, имели весьма слабое представление о том, как надо справлять православные праздники. Из-за этого русские из соседних волостей дали им довольно обидное прозвище "полуверцы".

Читайте также: Эстония: пляски на костях 1941-го

В свою очередь, жившие в Эстляндской и Лифляндской губерниях Российской империи эстонцы-лютеране до революции 1917 года не считали их своими соплеменниками и относились к сету довольно презрительно. Некоторые основания для этого были: в то время как к началу ХХ века эстонцы были практически полностью грамотными, у сету не было своей азбуки, писать и читать большинство их не умело ни по-русски, ни по-эстонски.

Тем не менее, национальная жизнь у сету развивалась. В 1897 году была проведена перепись населения Российской империи, а в 1903 году были напечатаны данные по Псковской и Лифляндской губерниям. Выяснилось, что сету насчитывается 22 тысячи человек. Тогда же национальная интеллигенция начала формировать их язык. Появились школы и газеты на языке сету. Однако Октябрьская революция 1917 года и последующее образование независимой Эстонской Республики притормозили процесс оформления сету в отдельную нацию.

В 1920 году был заключен Тартуский мир между Эстонией и Советской Россией. Согласно ему, нынешний Печорский район Псковской области вместе с сету (и русскими деревнями) вошел в состав Эстонии. Таким образом, все сету оказались в пределах Эстонской Республики. И на территориях их проживания был создан уезд Петсеримаа Сетумаа (земля сету). Однако национальной консолидации маленького народа не случилось. Наоборот, ему долгие годы пришлось доказывать своё право на существование.

Читайте также: Языковая инквизиция по-эстонски

Власти Эстонии взяли курс на ассимиляцию близкородственного народа. Православные имена и фамилии сету переводились на эстонский язык. Преподавание на языке сету в учебных заведениях запрещалось, богослужение в православных храмах переводилось на эстонский. Впрочем, тогда еще сету не называли частью эстонского народа. По переписи 1926 года, в Эстонии насчитали около 20 тысяч сету (четверть населения уезда Петсеримаа Сетумаа). Спустя восемь лет сету осталось чуть более 13 тысяч. Политика ассимиляции и ужесточение националистического курса дали свои плоды.

В 1945 году Печорский район был передан в состав Псковской области РСФСР, но многие сету предпочли переселиться на территорию Эстонской ССР. После распада СССР и сближения уже независимой Эстонии с Западом процесс переселения сету с Псковщины в соседнее государство усилился. Жизнь в Прибалтике и в советские, и в постсоветские годы была лучше, чем на северо-западе России. Но в итоге это обернулось дополнительной ассимиляцией сету.

То, что власти независимой Эстонии взяли курс на национализм — не секрет. И пострадало от него не только русскоязычное население, но и сету. В отличие от довоенной республики, которую местные эстонские власти провозгласили образцом для подражания, сету отказали даже в праве называться отдельным народом. Во время переписи населения 1999 года им запретили писать в графе национальная принадлежность "сету". Между тем, некоторые эксперты утверждают, что численность сету в Эстонии составляет не менее 16 тысяч человек.

В 2009 году ЮНЕСКО включило язык сету в перечень находящихся под угрозой исчезновения. Как сказано выше, год спустя российские власти начали принимать меры по его сохранению. Теперь слово за Эстонией. Что в ней возобладает — национализм или следование международным нормам, покажет предстоящая перепись населения.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить