Мишико не понимает, чем недовольна Россия

Президент Грузии Михаил Саакашвили поздно вечером 15 июля выступил в эфире белорусского государственного телевидения. Основная часть его выступления была посвящена России. Хотя и о Белоруссии он не забыл.

Саакашвили начал с того, что "не понимает", почему Россия отказывается иметь с ним дело. "Трудно понять, чего они хотят, мы все время хотели пойти навстречу, но все время, когда мы что-то уступали, они (Россия) хотели больше и больше", — сказал президент Грузии. При этом он поведал о том, что всячески настроен развивать отношения с РФ. "Мы отказываемся делать выбор между плохим и худшим, мы хотим делать выбор между хорошим и лучшим", — рассказал Саакашвили.

Как и ожидалось, львиную долю своего выступления грузинский лидер посвятил Южной Осетии и Абхазии. Он поблагодарил Белоруссию за то, что она до сих пор не признала их независимость. "Думаю, Белоруссия поступит мудро", — отметил грузинский лидер. При этом Саакашвили обратил внимание на то, что Россия якобы давит на белорусское руководство в данном вопросе. Правда, никаких доказательств этого не привёл.

Дальнейшее и вовсе можно назвать "почти сенсацией". Грузинский президент вдруг заговорил о своей любви… к русскому языку и культуре. Он посетовал на то, что напряжённые отношения двух стран плохо сказываются и на культурных связях.

"Я всегда говорил, что я, может, последний, а может, предпоследний президент Грузии, который может цитировать Пушкина, Лермонтова, Бродского, Есенина. Пройдет поколение, и новое поколение уже не будет понимать, что за Россия и где она", — сказал Саакашвили. При этом он признался, что заставляет сына учить русский язык. "Он говорит, что вокруг никто не учит русский, и спрашивает, зачем это пригодится".

По словам Саакашвили, отчуждение между двумя странами может привести к тому, что грузинские дети не будут знать о существовании России. Здесь он, похоже, погорячился. Как же не знать о стране, которая (если верить местным учебникам истории) в течение 200 лет оккупировала Грузию? Возникает ощущение, что президент "забыл" о новейших "достижениях" грузинской исторической науки.

Читайте: Саакашвили определился с героями

Фото: AP

После этого Саакашвили заговорил уже о более привычных для себя вещах. Он всячески старался противопоставить "хорошую" Белоруссию "плохой" России. Ему особо импонировало то, что белорусы никогда не запрещали ввоз грузинского вина и минеральной воды, которые подавались даже на банкетах в рамках саммитов СНГ. "Между Тбилиси и Минском сейчас прямое авиасообщение, самое интенсивное", — сказал Саакашвили, напомнив, что между Москвой и Тбилиси самолёты не летают.

Затем президент Грузии затронул"европейскую составляющую" двусторонних отношений. Он выразил надежду, что две страны вместе будут двигаться в Евросоюз. "Если есть европеизированный народ — это Белоруссия, конечно. Белоруссия и есть Европа. Просто надо интегрироваться, есть много препон на этом пути, много недопонимания, много вещей, конечно, надо переоценить".

"В Европе тоже не все идеально. Я бы не стал идеализировать. Мы прекрасно знаем — там есть разные интересы и оценки, иногда такой надменный подход. Но с другой стороны, а какая альтернатива?" — вопрошал Саакашвили. И добавил, что в ближайшие пару лет надеется заключить с ЕС соглашение о безвизовом режиме и зоне свободной торговли.

Если судить о Саакашвили на основе этого интервью — перед нами прямо-таки "голубь мира" и "русофил". Почему он говорил с белорусскими телезрителями в таком духе — предположить не так уж трудно. Большинство из них считает русский язык родным, русских — братским народом, и к России они относятся хорошо.

А теперь сравним нынешнее выступление Саакашвили с тем, что он говорил несколько дней назад во время посещения Батуми. Он говорил о выстраивании в Западной Грузии треугольника Батуми — Кутаиси — Поти. И посетовал, что ему снится Абхазия, которая должна была бы стать четвёртой стороной этого многогранника.

"Пока черти владеют нашим главным городом — Сухуми, этот треугольник — Батуми, Поти и Кутаиси — будет сформирован в течении двух-трех лет", — сказал Саакашвили. Что это за "черти" — президент не уточнил. Но из контекста ясно, что это либо "русские", либо "россияне". Что же это получается — президент Грузии признаётся в любви к культуре и языку "чертей"?

Собственно говоря, противоречия в словах Саакашвили мало удивили. Он всегда отличался способностью говорить для разных аудиторий разные вещи. На родине и на Западе он рассказывал о "российской оккупации", русскоязычной аудитории признавался в любви к России. То же самое повторилось и в этот раз.

Вряд ли Саакашвили не понимает, почему Россия с ним не разговаривает. Для начала он развязал войну в Южной Осетии. Затем разорвал дипломатические отношения с РФ, что на языке протокола равносильно пребыванию в состоянии войны. Так как же Россия может иметь дело с человеком, который сам отрезал пути для диалога с ней?

Вспомним также пресловутые рассказы грузинских властей о долгих годах "российской оккупации". Как оценить взрыв памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны в Кутаиси или недавнюю установку в Тбилиси памятника погибшим в борьбе с Россией? О чём тут разговаривать?

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить