Позиция Александра Лукашенко по Крыму и организованному Западом майдану

Чего боится Александр Лукашенко

Ситуация показывает, что эхо Крыма докатилось и до Белоруссии. Казалось бы, Александр Лукашенко крепко держит власть, его политику интеграции с РФ поддерживают 70-80 процентов населения. Но некоторые высказывания белорусского лидера говорят о том, что у него неоднозначное отношение к событиям в Крыму. Лукашенко не исключает повторения майдана в Белоруссии в следующем году.

Осенью 2015 года состоятся выборы президента Белоруссии. На предыдущих выборах в 2010 году у Александра Лукашенко уже был свой майдан. Акция оппозиции в Минске вылилась в массовые беспорядки. Было задержано более 600 самых активных участников, экс-кандидат в президенты Николай Статкевич до сих пор отбывает наказание. Готовится нечто подобное и сегодня. Уже началась обработка общественного мнения через интернет. Так, председатель отдела белорусско-американского объединения БАЗА в Южной Флориде Сергей Волков рассказал о состоявшейся в Вашингтоне 25 марта 2014 года конференции "Беларусь: возможны ли позитивные перемены в географическом центре Европы?". Вывод — белорусское общество готово к переменам и надо не допустить, чтобы "Лукашенко пришел первым в президентской гонке 2015 года", — пишет Сергей Волков в газете "Белорусский партизан".

Читайте специальный сюжет Эхо Крыма прошло по бывшему СССР

"Приглашенные (на семинар) эксперты, сославшись на результаты проведенных опросов общественного мнения в Беларуси, заявили, что в настоящее время жители страны разделились на две большие группы: 50 процентов населения отождествляют себя с европейцами, 50 процентов — с россиянами. Голоса этих 50 процентов населения могут помешать Лукашенко вновь занять пост главы государства", — делает вывод Волков. Такие выводы опровергают белорусские политологи, которые говорят, что на предыдущих выборах за Лукашенко проголосовало 80 процентов населения и эта поддержка сохраняется. Запад не признал предыдущие выборы, а президента Лукашенко не иначе как "последним диктатором Европы" не называет. Против Александра Лукашенко применяются санкции — с 2006 года ему запрещен въезд в ЕС и США. Казалось бы, по этой причине надежнее союзника у РФ быть не может, но, нет, Лукашенко часто заигрывает с Западом (возьмем хотя бы его участие в Восточном партнерстве) и обостряет отношения с РФ: возьмем хотя бы дело "Уралкалия", которое он перевел в политическую плоскость, взяв "заложника".

Читайте также: Крым расколол Казахстан на два лагеря

И по Украине президент занял неопределенную позицию. Признал присоединение Крыма де- факто, но не де-юре. Проголосовал против осуждающей Россию резолюции на Генеральной ассамблее ООН, но сказал, что федерализация Украине не нужна. "Федерация — это "пианино", на котором будут играть, с одной стороны, одни силы, с другой стороны, другие силы, в том числе внешние, — сказал Александр Лукашенко 24 марта в интервью телеканалу ОНТ. — Федерация — это очень опасно для государства. Это дальнейшая война, дальнейшее внутреннее противостояние, которое обязательно может вылиться (пример тому Крым) во внешнее противостояние и драку. Украина должна остаться единой, неделимой, целостной, внеблоковым государством".

Отсюда можно сделать вывод, что страхи присутствуют, и они связаны с федеративным устройством (с последующей потерей территорий). Очевидно, что Лукашенко не хочет такого варианта и в Белоруссии. Но с какой стороны исходит (в этом смысле) главная угроза, ведь этнический состав страны однороден — согласно последней переписи от 2009 года, 84 процента населения относят себя к белорусам, только 8 процентов — к русским, а 3,1 процентов — к полякам. Несмотря на это, русский язык признают родным более 85 процентов населения, а говорят на нем все. Он признан (наряду с белорусским) государственным языком.

В Белоруссии нет равноценных аналогов Бандеры и Шухевича, поэтому трудно разжечь националистический костер. Кроме того, степень интеграции РФ и Белоруссии чрезвычайно велика, 1 мая стороны подпишут договор об образовании ЕврАзЭс. Поэтому крымского варианта, исходящего от русского населения, не ожидается. Белорусы и русские считают себя одной нацией.

Читайте также: Молдавия отменит ассоциацию с ЕС

А вот со стороны Польши мы видим настойчивое стремление включить Белоруссию в зону своих интересов, тем более есть области с компактным проживанием поляков. Например, в Гродненской области доля белорусов составляет 67 процентов, а вот поляков — 22 процента. В Конституции Польши записано, что страна является Третьей Речью Посполитой. В исторической перспективе это означает, что Польша стремится к созданию Четвертой Речи Посполитой с вхождением в нее земель Украины и Белоруссии. Неслучайно в Польше существует мнение, что белорусы — это поляки северной части Польши православного вероисповедания.

Заметим, что в ноябре 1918 года польские национальные лидеры во главе с Пилсудским объявили о создании-возрождении суверенного государства, на территории которого оказалась большая часть Белоруссии. Но 1 января 1919 года большевики объявили о создании на подконтрольной им территории ССБР — Советской Социалистической Белорусской Республики, которая в 1922 году уже как БССР вошла в состав СССР.

"С Польшей Белоруссия традиционно стремилась иметь хорошие отношения, но вы совершенно правы, многие польские политики имеют планы по воссозданию Речи Посполитой в границах до первого раздела 1772 года, — сказал Pravda. Ru белорусский политолог Сергей Кизима. — В силу этого идут постоянные попытки принудить страны, которые раньше были частью Речи Посполитой, не осуществлять свою суверенную деятельность, а быть фактически придатком большой государственной машины Польши.

В силу этого, естественно, белорусы вынуждены постоянно защищаться от различных претенциозных шагов со стороны Польского государства. Несмотря на то, что на уровне народов у нас прекрасные отношения между белорусами и жителями Польши, к сожалению, на уровне государственных режимов пока осуществляется такая политика достаточно антибелорусская. Проблематично говорить о, скажем так, серьезных перспективах политического сотрудничества".Таким образом, со стороны Польши можно ожидать подвоха, тем более что она играет главную скрипку в украинских событиях.

Теперь о том, есть ли полякам и американцам на кого ставить при организации белорусского майдана. Да, в Белоруссии есть евронационалисты (50 процентов, на которые указывает Сергей Волков), которые называют себя литвинами. Их флаг бело-красно-белый, напоминающий польский. Главный праздник — победа (вкупе с поляками) над русскими под Оршей в 1514 году, которая якобы знаменует превосходство литвинов над москалями. Они акцентируют внимание на том, что греко-католическое униатство является истинно литвинской религией, призванной заменить в Белоруссии чуждое русское православие. Мотор этого движения находится в рядах интеллигенции, в этой среде становится модным иметь антироссийские и антирусские настроения, публично выражать не только русофобство, но и русоненавистничество и нелюбовь к русскому языку.

Читайте также: Над Латвией нависла тень крымского прецедента

"Если они на Западе заявляют на своих конференциях, что проблемы в Белоруссии будут в следующем году, то они будут, — сказал Pravda. Ru белорусский политолог, один из ведущих белорусских экспертов в сфере геополитики Сергей Мусиенко. — Для них выборы — это момент, когда стоит пораскачивать ситуацию. Они у нас это делали в 2010 году, тогда была попытка захвата дома правительства. Если они приложат деньги, силы, ресурсы, то проблемы будут. Но есть различие — нашу оппозицию, в отличие от Украины, готовили на территории сопредельных стран: в Польше, Литве, Латвии, на Украине. У себя мы им работать не дали".

"Если брать по множеству критериев, то в данный момент ни один из 12-13 критериев, которые на Украине способствовали разжиганию ситуации, Белоруссии не присутствуют", — полагает Сергей Кизима. Он уверен, что Александр Лукашенко может быть спокоен. "Нация едина, присутствует высокий уровень патриотизма населения, высокий уровень поддержки государственных органов, очень высокий уровень экономического развития. Если пересчитать среднюю зарплату по Белоруссии по паритету покупательной способности, она выше российской, литовской и латвийской".

Читайте также: На просторах СНГ назрел пересмотр границ?

Добавим, что совокупный электоральный рейтинг десятка оппозиционных лидеров лишь немногим превышает 20 процентов (самый высокий по-прежнему у Владимира Некляева — 7,1 процентов). Действительно, очевидно, что парламентским путем Лукашенко не победить, так может попробовать проверенным майдановским? Александр Лукашенко 31 марта заявил, что президентские выборы в 2015 году станут испытанием для страны. "Скоро и нам предстоит сдавать экзамен. К этому времени успокоится ситуация в Украине и нас попытаются попробовать на зуб", — заявил президент Белоруссии на встрече с ведущими белорусскими учеными.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *