Лукашенко приманивают западным пряником

Запад толкает Белоруссию в украинскую колею

На фоне усиления антироссийских санкций Запад демонстративно снимает санкции с Белоруссии. Цель этой игры совершенно прозрачна: попытаться вбить клин между братскими государствами. Как в этих условиях Минск выстраивает свою стратегию? Есть ли там силы, готовые отказаться от союза с Россией ради ценностей западной интеграции? Как будут развиваться наши отношения после Лукашенко? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал эксперт Высшей школы экономики Дмитрий Болкунец.

— Почему параллельно с усилением санкций против России Запад ослабляет ограничения против Белоруссии?

— Примерно с 2014 года после украинского кризиса отношение Запада к Белоруссии очень сильно изменилось. Пока Запад вводит санкции против России, с белорусской стороной идет вполне успешный диалог. Его ведет министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей, именно он является проводником этого диалога.

Александр Лукашенко, несмотря на то, что в отношении него персонально были разморожены отношения с Евросоюзом и Штатами, все равно не та фигура, с которой Запад готов вести переговоры. Фигурой номер один для них является Макей. Запад сейчас пытается играть на балансе интересов. Он видит Беларусь в качестве одного из союзников и, возможно, потенциального клиента, который пойдет по украинскому пути.

Белоруссия является партнером Российской Федерации. В политическом плане в Белоруссии за последние годы совершено ничего не изменилось. Реальных выборов нет, оппозиция по-прежнему либо находится в эмиграции, либо маргинализирована, и власть контролирует полностью процесс, в том числе медийное поле страны.

Но Запад изменил свою риторику. Он даже готов признавать последние парламентские выборы в стране, признал президентские выборы, которые были в прошлом году. Это показывает, что Запад готов вести полноценную игру с белорусскими властями. И часть белоруской элиты уже делает ставку на Запад.

— Насколько серьезно это участие, насколько влиятельны эти люди?

— Министр иностранных дел Белоруссии — довольно влиятельный человек. Он в команде Лукашенко работает примерно с конца 1990-х годов, долгие годы был главой администрации, а уже будучи главой МИДа, проделал колоссальную работу по нормализации отношений Белоруссии с Западом. Это его огромная заслуга. Потому что благодаря его коммуникационным навыкам и связям, Белоруссия смогла за 20 лет выйти из изоляции.

Макей, мне кажется, является сегодня одной из ключевых фигур в этом направлении. Многие говорят, что он не имеет какой-то харизмы и так далее, но я думаю, что Макея некоторые западные страны хотели бы видеть в качестве преемника Лукашенко.

— Дело ведется к очередной трагедии, или все-таки Запад предпочел бы иметь в Белоруссии что-то более стабильное? Может быть, направить страну по прибалтийском пути? Или они готовы все-таки идти на очередное военное обострение?

— Я думаю, что на Украине ситуация экономическая и политическая — совершенно другая. Она имеет ряд преимуществ, которых не имеет Беларусь. Например, Украина имеет выход к морю, определенные нефтяные и газовые запасы, атомные станции и так далее. То есть она теоретически может каким-то образом от России быть независимой.

Для этого нужно было структурировать и менять свою экономику раньше. Они сейчас схватились за головы, начали это быстро менять в ущерб населению. Беларусь же имеет катастрофически зависимую от России экономику: 90 процентов по нефти и 100 процентов по газу. В этой связи ее оторвать от России практически невозможно.

— Неужели, на фоне негативных примеров в Белоруссии есть люди, которые рассчитывают, что с ними Запад поведет себя как-то по-другому?

— Мне кажется, что такие люди, в первую очередь, очень хотят отвязаться от Российской Федерации, от политической и экономической зависимости. Но просто переориентация на Запад, западный вектор не позволит стране стать независимой полноценно. Потому что независимость кто-то чем-то должен обеспечивать. Она либо внутренними силами должна обеспечиваться, либо внешними игроками.

Иначе просто придется променять одну зависимость на другую, как страны Балтии поменяли Москву на Брюссель. Брюссель многие теперь называют Евросовок, потому что все бюрократические обсуждения подолгу проходят в Брюсселе на всех языках, которые там только есть. Там гигантский штаб переводчиков. В этой связи просто переориентация Белоруссии на Запад — это губительный вектор развития.

В то же время Белоруссия могла бы быть прекрасно вписана в модель сотрудничества Евразийского союза с Европейским, если на это готовы страны ЕС. Это, во-первых, безвизовое пространство на территории всего континента от Лиссабона до Владивостока. Во-вторых, экономические и политические связи и много других направлений и вариантов, по которым страны могут развиваться и сотрудничать.

Развитие отношений Минска и Брюсселя или Минска и Вашингтона никак не противоречат развитию их отношений с Москвой. Но зачастую неконструктивно звучит критика в отношении Минска, что Минск разрывает с Москвой и идет на Запад. Белоруссия имела и до сих пор имеет крайне низкий уровень коммуникации со странами Западной Европы и даже соседними странами — Польшей и Литвой.

Белоруссия имела 20 лет такую изоляцию. Почему-то в Минске считали, что в этом виновата Москва. Но не Москва же вводила какие-то запреты на СМИ и так далее. Это было внутренней политикой Александра Лукашенко. Он ввел страну в изоляцию, сейчас он из нее выходит осторожно. Он очень осторожный политик. И конечно, он опасается, что с ним может повториться сценарий Януковича. Но он при себе держит Макея, потому что тот сегодня является проводником его интересов.

Безусловно, население Белоруссии поддерживает стремление жить в дружбе и сотрудничестве с Российской Федерацией, даже оппозиционные политики говорят о 90 процентах. Поэтому, я думаю, неправильно думать, что уход Лукашенко перевернет там всю внутреннюю модель и внешнюю политику. Любой политик, который придет ему на смену, безусловно, будет продолжать этот вектор развития.

Развивать отношения Белоруссии со странами Западной Европы нужно не в противовес отношениям с Москвой. Хотя некоторые белорусские политики пытаются сидеть на двух стульях. Такую политику, я считаю, проводить крайне опасно, непродуктивно и безответственно.

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить