На просторах СНГ назрел пересмотр границ?


Прецедент Крыма заставит по-иному посмотреть на похожие проблемы на постсоветском пространстве. Мина была заложена, главным образом, советской властью, которая вольно провела административные границы между различными регионами. "Страдальцев" от подобных действий достаточно много: это в первую очередь Приднестровье, Карабах, Южная Осетия и Абхазия.

Ситуация, когда этнические анклавы пытаются воссоединиться со своей родиной, сложилась в Приднестровской Молдавской Республике, в Нагорном Карабахе, который юридически принадлежит Азербайджану, а де-факто управляется Арменией, в Южной Осетии и Абхазии (их независимость не признана большинством стран, однако Южная Осетия и Абхазия дотируются из бюджета РФ), а также в Ферганской долине, где территориальные споры идут между Киргизией и Узбекистаном за анклав Шахимардан в Баткенской области, населенной узбеками. А как быть с районами компактного проживания русских в Латвии, где не латышские русские общины стали консолидироваться?

Читайте специальный сюжет "Вернется ли Крым в Россию"

В Казахстане, в свою очередь, дискутируется "вопрос о потенциальном включении Узбекистана и Киргизии в состав Казахстана на правах автономий". "Большинство границ в центральноазиатском регионе не являются естественными. И в будущем все равно будет ситуация, когда их пересмотрят. Надо быть к этому готовым. Граница должна быть без анклавов. А имеющиеся спорные моменты когда-то все равно будут решены. Это может относиться и к Казахстану. Как показывает опыт Югославии, все всегда можно разделить. При соответствующем желании", — сказал казахстанский политолог Марат Шибутов порталу Total. kz.

Потенциальных конфликтов на территории СНГ много, и все они вызваны распадом СССР, который произошел с нарушением норм международного права, в частности автономиям, например, не было предоставлено право определять свою государственную принадлежность.

Читайте также: Эксперт: Все территориальные претензии возникают из-за границ, проложенных волюнтаристским путем

Поэтому понятно, почему ни от одного руководителя СНГ не поступило официального одобрения действий РФ в крымском конфликте. Прошло сообщение, что 11 марта президент Владимир Путин обсудил свои действия с партнерами по Таможенному союзу — президентами Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым. Официальные формулировки результатов таких встреч обтекаемы и ограничиваются призывами "решать ситуацию в интересах украинского народа и всех людей, проживающих на Украине".

Белорусский МИД продолжает в своих заявлениях настаивать на важности сохранения Украины как "стабильного, территориально целостного, независимого государства". А Нурсултан Назарбаев отметил, что Казахстан, как стратегический партнер, с пониманием относится к позиции России, защищающей права национальных меньшинств на Украине, а также интересы своей безопасности.

Все это обтекаемые слова, которые позволяют толковать их как в сторону поддержки действий РФ в плане воссоединения с Крымом, так и в сторону их осуждения. О том, какие реальные опасения существуют в странах СНГ в связи с прецедентом Крыма, комментируют Pravda. Ru эксперты из разных стран на постсоветском пространстве.

Проблема пересмотра постсоветских границ была поставлена РФ раньше, в 2008 году в Грузии, считает директор Института Кавказа, ереванский политолог Александр Искандарян. Крымские события, помимо внутренней обстановки, обусловлены тем, что, начиная с 2008 года, появился некий ревизионизм по отношению к бывшим союзным республикам со стороны России. "Признание независимости Южной Осетии и Абхазии открыло ящик Пандоры". Но еще раньше произошли косовские события в Европе, которые сыграли определяющую роль, роль застрельщика сепаратизма, сказал эксперт.

Читайте также: Есть ли у Крыма право на самоопределение

"События в Крыму лишний раз показали, что те границы, которые были в СССР, они не всех устраивают. Карабах провел референдум о независимости более 20 лет назад и сами карабахцы давно сформировали собственные органы власти. Но я не думаю, что здесь сработает принцип домино, после событий в Крыму. Это же не произошло после Южной Осетии и Абхазии, Косова, Кипра. В каждом случае существуют свои локальные политические причины развития этих конфликтов", — резюмировал Александр Искандарян Pravda. Ru.

Его азербайджанский коллега Эльдар Кулиев уверен в обратном, хотя точки обострения определяет также. "Если референдум приведет к тому, что Крым отойдет от Украины, то это может побудить некоторые конфликты к развитию. Во-первых, это ситуация вокруг Карабаха и Приднестровья, — сказал Pravda. Ru исполнительный директор Всероссийского Азербайджанского Конгресса Эльдар Кулиев, в прошлом постоянный представитель Азербайджана в ООН. — Фактор Крыма может привести к непредсказуемым последствиям, потому что конфликтующие стороны не исключают и военное решение, и поэтому этот прецедент может быть искрой для возникновения серьезных очагов напряженности".

Читайте также: Белорусский политолог: Пока работают дипломаты, нет войны

"Безусловно, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, Карабах тоже требуют своего решения, спокойного решения, — солидарен с коллегами Сергей Мусиенко, руководитель белорусского аналитического центра ЭСООМ (Минск). — Сегодня лидеры и люди, проживающие на этих территориях, смотрят, как будут развиваться события. Я думаю, что прецедент создается на наших глазах, поэтому сейчас идут такие мощные переговоры, подключены МИДы различных стран, идет диалог, и пусть он идет интенсивнее, потому что пока работают дипломаты, нет войны".

Эксперт пояснил, что официальный Минск не может давать оценку ситуации, потому что "для нас многие позиции в этом деле непонятны, мы, к сожалению, исключены из этого диалога и пользуемся той же информацией, что и вы — из прессы, и это, конечно, нас печалит". Нормальный диалог в рамках СНГ, в рамках союзного государства отсутствует, посетовал Сергей Мусиенко.

Читайте также: Крым оформит новый мировой порядок 

О том, что ситуация непростая, говорит тот факт, что Карабах, Абхазия и Южная Осетия выразили однозначную поддержку и самоопределению Крыма, и действиям РФ на Украине. А вот власти Приднестровья, хотя раньше регулярно и обращалась за признанием, ссылаясь на высказанную на референдуме о независимости 2006 года волю народа, запретили запланированный на 9 марта митинг общественной организации "Народное единство" в поддержку "самоорганизации пророссийских сил Крыма и юго-востока Украины и решения России защитить своих соотечественников". Не потому ли, что пришедшее к власти новое киевское правительство в условиях экономической блокады уже обсуждает с Бухарестом "скорейшее решение приднестровской проблемы с учетом прямого интереса Румынии".

Вот для России и обрисовался следующий вызов. Как будет действовать Кремль в Приднестровье?

 

Любовь Люлько

Темы

"В Крыму и Косово ситуация разная"
Комментарии
Комментарии

Для российских "критиков режима" гораздо важнее подавать ситуацию вокруг российской олимпийской сборной именно как политическую. Ну то есть еще одно подтверждение "давления Запада", которое только "нарастает". Что противоречит заявлениям западных чиновников и журналистов - мол, мы исключительно за чистоту спорта. А политическую карту как раз Кремль разыгрывает, внимание отвлекает.

Олимпиада и "крах режима": Каспаров выдал тайну Запада