Звучала ли команда «Пли!» в отсеках «холодной войны»?

Атомная субмарина Scorpion погибла от торпедного залпа советского атомохода, который участвовал в испытаниях загадочного оружия в районе Азорских островов. Это была месть советских подводников за гибель ракетной подлодки К-129 в Тихом океане. К такому выводу приходит автор новой книги, вышедшей в США. Есть ли в этом утверждении доля истины?

Оказывается, США и СССР воевали под водой. «22 мая 1968 года имела место очень короткая и очень тайная схватка между нашими подводными силами», - заявил военный обозреватель Эд Оффли, презентуя в пригороде Вашингтона Фэйрфаксе свою новую книгу «Scorpion Down». Автор 500-страничного расследования, которым он, по собственному признанию, занимался четверть века, утверждает, что США и Россия уже почти 40 лет по взаимной договоренности тщательно скрывают факт уничтожения американской атомной подводной лодки «Скорпион» боевой торпедой, выпущенной советской подводной лодкой. Секретный сговор адмиралов до сих пор в силе? Или его никогда не было?

Первые месяцы 1968 года как никогда в мирное время, оказались насыщены загадочными потерями субмарин разных стран в разных частях света. Помимо американского «Скорпиона» в Атлантике и нашей К-129 в Тихом океане французская подводная лодка «Минерв» и израильская «Дакар» затонули по неизвестным причинам в Средиземном море.

21 января 1968 года сторожевые корабли КНДР в открытом море взяли на абордаж американский разведывательный корабль «Пуэбло» и увели его в свой порт Вонсан. 98 военнослужащих США были брошены в Пхеньянскую тюрьму. «Пуэбло» оказался настоящей кладезью документов и аппаратуры Top Secret, ценнейшими из которых были 19 криптотелетайпов «Orestes». Какая-то их часть немедленно оказалась в распоряжении КГБ СССР, часть позднее досталась китайской разведке. Агентство национальной безопасности убедило президента Линдона Джонсона, что Советский Союз ни за что не проникнет в шифрованный радиообмен американского флота без ежесуточно обновляемых «ключей».

Лишь через 18 лет выяснилось, что Лубянка регулярно получала коды доступа прямо из штаб-квартиры Атлантического флота США. Уоррент-офицер Джон Уокер, сменный супервайзер шифровального отдела в Норфолке, сам принес их в советское посольство в Вашингтоне осенью 1967 года. СССР, утверждает Эд Оффли, немедленно запустил в оборот полученные сведения о военно-морской активности США. В результате атомная субмарина Scorpion (SSN-589) нашла свою погибель от торпедного залпа подводного атомохода типа «Эхо-II» – американская лодка, якобы, серьезно помешала отряду советских кораблей, испытывавших какое-то новейшее оружие в районе Азорских островов. Но на самом деле, это была месть советских подводников за гибель ракетной подлодки К-129 в Тихом океане, в которой, якобы, были виновны американцы.

Впервые Эд Оффли опубликовал эту свою версию в газете Seattle Post-Intelligencer в 1998 году. Статья наделала немало шума, но автор сенсации почему-то очень быстро из Сиэтла уехал. Оффли, по жизни провинциальный журналист, никогда не работал в общенациональных СМИ, и уже по этой причине едва ли мог иметь доступ к федеральным секретам либо их носителям.

Почему нереальны предположения Эда Оффли? Прежде всего, из-за фактической причины экстренного выхода К-129 с ядерным оружием на борту из базы в камчатской бухте Тарья 24 февраля 1968 года. Это было напряженное время эскалации войны во Вьетнаме, но она началась не вчера. Что же послужило причиной срочного «выпихивания» в зимний океан носителя баллистических ракет с тремя ядерными боеголовками мегатонного класса?

Не зная о том, что их важнейшие секреты стали доступны, американцы, тем не менее, сразу заподозрили Москву в организации захвата своего корабля-шпиона. Но у Вашингтона не было выхода, и они обратились к советскому правительству с просьбой повлиять на своих северокорейских союзников, чтобы те немедленно освободили экипаж и вернули AGER-2 Pueblo. Официальная Москва оказалась в сложном положении. Очень похоже, что Юрию Андропову, который в 1967 году возглавил Комитет государственной безопасности, в первый год своего председательства был исключительно важен крупный разведывательный успех принципиального прорывного значения. Именно таким и был взлом шифровальной системы противника №1. А поскольку все совершилось руками северных корейцев, Андропову не было необходимости информировать Политбюро. Американскому послу Левлину Томпсону советский МИД отказал в содействии.

Не в силах снести государственного оскорбления – впервые за полторы сотни лет военный корабль спустил свой флаг перед неприятелем! – Линдон Джонсон объявил мобилизацию резервистов и выдвинул к Вонсану (всего в 100 милях от Владивостока!) три ударных авианосных группировки. Оперативный план Formation Star предусматривал воздушный удар по корейскому порту, причем три эсминца с морской пехотой на борту должны были прорваться в гавань и любой ценой вывести «Пуэбло» в открытое море. Москве волей-неволей пришлось выступить миротворцем, и в последний момент американский президент отменил приказ об атаке.

Следующий сюрприз Москве преподнес Ким Ир Сен. Его очень вдохновлял план воссоединения Кореи, и не на «мирной демократической» основе, а по вьетнамскому образцу. 30 января 1968 года «железный маршал» официально запросил советское правительство, готово ли оно выполнить своей союзнический долг по договору о взаимной помощи, в том числе военной? Дошло до того, что советскому послу корейцы предложили отрыть бомбоубежище прямо во дворе посольства. Леонид Брежнев напомнил корейскому лидеру, что договор предусматривает обязательные предварительные консультации. О том, что секретный саммит Брежнева и Ким Ир Сена состоялся в феврале 1968 года во Владивостоке, свидетельствует в своих записках бывший командующий ТОФ адмирал Николай Амелько. Переговоры с глазу на глаз состоялись на борту ракетного крейсера «Варяг», причем без переводчиков – капитан Красной армии Ким прекрасно владел русским. Брежневу удалось его убедить в нецелесообразности платить за объединение страны столь высокую цену. Ким согласился – выторговав, как водится, списание старых долгов, открытие новых кредитных линий и «братские» поставки оружия. Но как все обернется, никто не знал, и поэтому загодя было принято решение срочно снарядить на боевую службу К-129, она вышла из Авачинской Губы на рассвете в день начала переговоров. Очевидно, что целями ее боеголовок мог быть только остров Гуам. Заморская территория США служила плацдармом вьетнамской войны, а могла бы обеспечивать еще и корейскую.

8 марта с К-129 не состоялась связь, американцы называют другую дату гибели – 11 марта 1968 года. Возможно, они знают наверняка – в 1974 году специальное судно Hudges Glomar Explorer поднял трагическую советскую пропажу с глубины 5450 метров. Впрочем, это, как говорится, бабушка надвое сказала. В американских источниках иной раз можно прочитать следующие сентенции: «Подняли или нет – кому во что хочется верить». Кстати, именно с этой истории госдеп впервые запустил в обиход универсальный ответ: ЦРУ не подтверждает и не опровергает. В обиходе американский СМИ он стал нарицательным – «Ответ «Гломар».

Причина таинственной гибели К-129 при обилии версий, порой самых неправдоподобных, не известна до сих пор. Но очень сомнительно, чтобы в момент одного серьезнейшего международного кризиса и на пороге другого, сверхдержавы позволили бы себе какие-то недружественные шаги. Хотя эпопея с возвращением шпионского экипажа завершилась его возвращением в самый канун рождества, Джонсон и Косыгин неоднократно обменивались посланиями, к разрешению конфликтной ситуации были плотно подключены Томпсон и Добрынин – послы в Москве и в Вашингтоне. Кончилось тем, что Советский Союз дожал таки «младшего брата», но нелепо предположить, чтобы в такой накаленной обстановке могла бы идти речь о какой-то мести с применением торпедного оружия.

Это нонсенс еще и потому, что к моменту гибели американского «Скорпиона» в Атлантике на Тихом океане еще вовсю шла самая масштабная в истории ВМФ СССР поисково-спасательная операция. К-129 искали 73 дня и завершили 1 июня. Правительственная комиссия работала по факту именно «исчезновения», и в числе вероятных - причин исключительно по своей природе мореходных – вариант любого, даже нечаянного соприкосновения с кораблями США не рассматривался вообще! Конспирологические подозрения появились только в период «гласности». Что же касается «Скорпиона», командование ВМС США официально приняло версию гибели субмарины от собственной торпеды: ее двигатель самопроизвольно сработал в аппарате. Командир отстрелил ее за борт, но уклониться не успел – торпеда самонавелась и не промазала.

Бестселлером книгу Оффли никак не назвать, большая пресса США отказала ему в рецензиях. Что командование US Navy, возможно, знает о той трагедии 40-летней давности больше, чем говорит, - с этим читатели готовы согласиться. Но они пеняют автору за длинноты (без малого 500 страниц), а главное – отсутствие убедительных доказательств его версии «русского следа». Общее мнение на читательском форуме Amazon.com наиболее рельефно выразил нечто Пол Бони: «Мистер Оффли навредил подводникамсвоими домыслами о том, что случилось со «Скорпионом» У него нет никаких фактов, чтобы подозревать причастность Советов, но ему все же удалось издать книгу в историческом контексте. Для читателей, которые серьезно интересуются гибелью «Скорпиона», это истинная трата бумаги и чернил. Нет даже намека на журналистскую компетентность, просто вымышленная фантазия. Настоящее оскорбление подводникам обеих сторон Холодной войны. Бросьте эту прозу в кучу мусора и идите дальше».

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы