Почему выборы пугают «оранжевых»?

Почему дату новых парламентских выборов на Украине согласовывали так долго? В последние месяцы «оранжевые» стремительно теряют сторонников, поэтому президент оттягивал политическое решение, демонстрируя готовность к силовому варианту. На что же могут рассчитывать сторонники Ющенко и Тимошенко в случае честного голосования?  

В конце недели силовой сценарий на Украине приобрел конкретные очертания – министр обороны изъявил готовность допустить армию к разрешению политического кризиса, а президент переподчинил себе внутренние войска. И только после многочасовых консультаций с участием Ющенко и Януковича в ночь на воскресенье все-таки удалось согласовать дату досрочных парламентских выборов – 30 сентября. 

Почему это решение принималось так долго и мучительно? Чтобы ответить на этот вопрос, есть смысл сосредоточиться не только на внешней атрибутике украинского политического кризиса, но и на его внутренней сути. При этом, конечно, необходимо понимать, что использование ситуативных факторов (дата выборов, например) или попытка изменить на ходу условия политического состязания (увеличение проходного барьера, изменение соотношения избирательных округов к плотности населения) говорят о желании некоторых сил деформировать реальную электоральную картину в свою пользу.

«Весна победит!»

С этим лозунгом леди Юлия Тимошенко шла на выборы в Раду прошлым мартом. Неплохой ход… Выглядит вроде как пообещала-сделала, и в приходе весны есть несомненная заслуга женщины с косой. Не поспоришь, в общем.

Но главное не в этом. Незначительный, но все же расчет был на то, что команда Виктора Януковича также бездарно все развалит, как это получилось у оранжевой «команды единомышленников». Но основная, а может и единственная, надежда была на значительный рост протестных настроений вследствие неизбежного повышения тарифов ЖКХ, заложенного еще оранжевыми, но вводимого уже новым правительством.

Однако и этот фокус не удался, весна пришла, а волна народного гнева не торопилась сметать команду Януковича. Видимо большинство населения разобралось в ситуации и не спешило ставить крест на новой команде, которая взяла неплохой экономический старт. Окончание отопительного сезона убивало последнюю надежду бывшей газовой принцессы. Поезд уходил, и надо было решаться. Шансов минимум, но Тимошенко – дама рисковая. Сейчас или никогда…

Дальше как-то не заладилось… Вроде бы, и Ющенко удалось спровоцировать на незаконный указ, казалось бы, и Янукович согласился на досрочные выборы. Неприятной неожиданностью для Тимошенко стал некоторый переток оранжевого электората от ее блока к президентской «Нашей  Украине». Кроме того, весне конец, а выборов все нет. И весной шансы БЮТа были бы невелики, а ближе к осени они еще более усохнут.

Досужий совет Европы

По всему видно, что Европа подустала от Украины. Ситуация для Брюсселя тем более неприятная, что Ющенко был протеже Запада, и многие еще об этом помнят. В Европе, судя по всему, прекрасно видят, кем «кандидат от демократических сил» оказался в действительности, а оттого испытывают некоторую неловкость за свою позицию конца 2004 года. Однако кризис на Украине налицо и от Европы ждали, когда она скажет свое веское слово.

На днях президент ПАСЕ Рене ван дер Линден на встрече с украинскими делегациями призвал оппозицию вернуться в Верховную раду и обратился ко всем политическим силам с призывом искать компромисс. Но на этом европейский чиновник не остановился и по примеру одного из героев фильма «Мимино» еще «один умный вещь сказал». «Если бы вы принимали во внимание интересы граждан, то ни одна политическая сила не дала бы продолжаться кризису 4-5 месяцев», - приводит его слова РБК-Украина. Представители парламентского большинства, услышав это, не растерялись. Так, председатель фракции Партии регионов Раиса Богатырева заявила, что в действительности кризис продолжается не потому, что политические силы не хотят его разрешения, а потому что каждая из парламентских сил в данном конфликте представляет интересы своих избирателей.

Украинская сермяжная правда

Одним из основных достижений Оранжевой революции помаранчевые, помимо прочего, называют «рождение украинской политической нации», и в этом с ними можно согласиться. С одной оговоркой – политических наций в стране родилось не одна, а чуть побольше. В последние два-три года украинское общество окончательно определилось со своими мировоззренческими и в чем-то даже геополитическими предпочтениями. Возникли определенные довольно устойчивые константы , практически не реагирующие на детали политической «мышиной возни». Рядовой гражданин не столько пытается разобраться, кто прав, а кто виноват, сколько «болеет» за «своих» в их схватке с «чужими».

Таким образом, сложилось, упрощенно говоря, два электоральных поля – оранжевое и антиоранжевое, неопределившихся практически не осталось. Попробуем грубо оценить доли каждого из них. Первым приближением к оценке могут служить следующие недавние социологические данные. Большинство жителей Украины (61%) считают, что она должна ориентировать свой внешнеполитический курс на Россию, тогда как 39% считают, что на Запад. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного Институтом политического моделирования совместно с исследовательским Центром «Имидж-контроль». Только 16,1% украинцев уверены, что страна должна идти путем восточноевропейских стран – вступать в НАТО и ЕС, сообщает КИД.

Конечно, нельзя ориентироваться только на это исследование, но примерно тот же порядок цифр дают на протяжении уже нескольких лет и другие опросы по поводу отношения украинцев, например, к ЕЭП, статусу русского языка, НАТО, Евросоюзу. Чем ценно исследование «Имидж-контроля», так это огромной выборкой (15 тысяч опрошенных), что значительно ограничивает погрешность оценки.

Тимошенко до последнего времени удавалось избегать скользких тем (НАТО, язык, отношение к России), она называла их второстепенными. Все изменила ее последняя поездка в США и ее статья в Foreign Affairs. Решившись идти ва-банк, не загнала ли она себя в угол? Ведь весь оранжевый электорат составляет, максимум, 40%. Получается, что помаранчевые партии могут отвоевывать избирателей только у своих оранжевых соратников, но не у пророссийски настроенных украинцев.

Читайте по теме: Тимошенко ставит всё на американскую карту

Тимошенко это понимает, поэтому предлагает поэкспериментировать с правилами. Например, поднять проходной барьер в три раза (с целью отсечь коммунистов и социалистов, а если повезет, то и «Нашу Украину»). Мысль понятна, но вряд ли осуществима.

Не пора ли зафиксировать?

Создавалось впечатление, что досрочные выборы срывает именно Ющенко. «Настоящий демократ» умышленно дестабилизировал ситуацию, демонстрируя готовность к силовому варианту.

При этом Ющенко, обращаясь якобы ко всему народу, также апеллирует исключительно к своему электорату. И находит понимание «у своих» и полное неприятие у большинства населения. В обращении к народу в среду вечером гарант отчитался перед своим электоратом о проделанной работе. В частности он доложил, что «конституционный суд окончательно парализован и деморализован». И это сущая правда – Ющенко для этого очень постарался в свое время и теперь может честно смотреть в глаза своим избирателям. Затем гарант поручил генеральной прокуратуре «дать немедленную правовую оценку ситуации, которая сложилась в Конституционном Суде».

Генпрокурор Святослав Пискун, по-видимому, слишком буквально и всерьез воспринял слова своего начальника и начал искать следы преступления именно там, где следует. Ющенко же, вероятно, имел в виду что-то другое. Поэтому следующий рабочий день начался у него с указа об увольнении Пискуна с должности генерального прокурора. Одним незаконным президентским распоряжением больше, одним меньше – не это главное. Тот факт, что Ющенко так долго оттягивал согласование конкретной даты, говорит, что президент боится честных выборов.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *