Выстрел Тараса Бульбы разбудил украинских "патриотов"

Украинские «патриоты» проспали 200-летие Гоголя 1 апреля и всполошились, когда уже неделю на украинских киноэкранах шел российский фильм «Тарас Бульба». И теперь пытаются доказать, что Гоголь и его герой были противниками союза украинцев с русскими. Между тем, опросы показывают, что «патриоты» составляют меньшинство населения Украины. А их доводы в пользу утверждения «Гоголь-русофоб» весьма неубедительны.

Первым среди «щирых», т.е. истинных украинцев, спустя неделю после юбилея Гоголя отметился эксперт Института внешней политики при МИД Украины Александр Палий. «Цензурированный Бульба и режиссер Бортко в роли Андрея» – так называется его заметка на сайте «Украинской правды». Палий сравнил два варианта гоголевской повести – от 1835 и от 1842 гг. – и нашел отличия. Он полагает, что первый вариант – гимн «евроинтеграционным» устремлениям казачества, а второй – уступка, которую Гоголь сделал царизму.

«Ни про какого русского царя в версии 1835 г. речи не было, как и про стремление казаков к кому-то присоединяться. Однако потом усилиями издателя и переписчика были осуществлены изменения к тексту, благодаря которым появились «московский царь» и «русская сила», - рассказывает Палий. В итоге он обвинил киевлянина Бортко в том, что режиссер проигнорировал первую, истинную редакцию повести.

Но в обеих редакциях «Тараса Бульбы есть лишь один фрагмент про Москву: «Появление иностранных графов и баронов было в Польше довольно обыкновенно: они часто были завлекаемы единственно любопытством посмотреть этот почти полуазиатский угол Европы: Московию и Украйну они почитали уже находящимися в Азии».

Возможно, Палий имел в виду прощальный пассаж Бульбы: «…подымается из Русской земли свой царь…». Но это совсем не то же самое, что «московский царь». Из контекста видно, что казаки считают себя русскими, поэтому речь идет именно про своего царя для всей русской земли.

Однако главное, мимо чего не смог пройти Палий, - «историческая недостоверность» фильма. Согласно сведениям этого эксперта, главным делом запорожского казачества было бить «клятых москалей». Московия, по выводу Палия, не просто враг, но еще и слабый враг. Чего ж у него тогда помощи просить? Жаль, что от Богдана Хмельницкого это скрывали. Нам же, по необразованности, казалось, что Сечь была островком православия, своего рода пограничной заставой, предпринимавшей, по возможности, вылазки на Юг и на Запад.

Отдельной причиной новой волны возмущения украинских «патриотов» явилось интервью режиссера «Тараса Бульбы» ряду изданий в начале апреля. "Мы - один народ. Отличаемся ли мы друг от друга? Так же, как кубанские казаки несколько отличаются от жителей Новосибирска, так и украинцы отличаются от нас. Я имею в виду восточных украинцев, потому что между ними и западными - разница колоссальная. Вот где на самом деле граница проходит. Западная Украина никакого отношения к нам не имела, не имеет и иметь не будет", - говорил Бортко журналистам.

Политолог Остап Крывдык на сайте той же «Украинской правды» возмущается: «Кто дает право Бортко делить украинцев на "правильных" и "неправильных"? Чем его слова – не призыв к расколу Украины, чем они – не пропаганда гражданской войны? По мнению Бортко, похожие – значит, почти однаковые, значит – УКРАИНЦЕВ НЕТ, есть только чуть другие русские».

Можно предположить, что политолог Крывдыка задели не столько слова Бортко о похожести народов, сколько акцент на разнице между Западной и Восточной Украиной. Но обижаться тут надо не на Бортко, а на Гоголя: «Э, как попустили такому беззаконию! - отвечал приземистый козак, - когда пятьдесят тысяч было одних ляхов, да еще к тому и часть гетманцев приняла их веру». Тем самым, человек, изменивший православию, превращался во врага.

Для «патриотов» весьма печальны итоги опроса, проведенного в конце марта Киевским международным институтом социологии. Согласно ему, 90 процентов украинцев относятся к России хорошо, шесть - плохо, четыре - затруднились ответить. Значит, украинцы считают, что их с Россией объединяет не только Гоголь.

Но как быть с крывдыками и палиями? Выходит, что они – даже не меньшинство современных украинцев, а аномалия. Противоестественность в том, что эти люди, как они считают, выражают и развивают «украинскую идею». На деле же, как свидетельствует социология, украинские «патриоты» живут в мире своих галлюцинаций. И в информационном пространстве занимают долю, не соответствующую их реальному числу.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить