Что случилось у косы Тузла

Размышляя о массовой морской катастрофе у косы Тузла, так и подмывает написать – такого бедствия российские моряки не испытывали с… в самом деле, с какого дремучего года?  В минувшее  воскресенье затонуло 4 судна — сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань», «Ковель» и грузинский «Хачь Измаил»;   6 судов  сорваны с якорей и выброшены на мель — сухогрузы «Вера Волошинская» (Украина), «Зияя Кос» (Турция), «Капитан Измаил» (Турция), баржи «Дика», «Диметра», плавкран «Севастополец». 

В  дрейфе баржа «БТ-37542: читай – ее еще не поймали. Два танкера — «Волгонефть-139», «Волгонефть —123», как сообщает МЧС России,   «получили повреждения». Если к  таковыми можно отнести разрыв одного из нефтеналивных судов пополам, и тем же угрожающая трещина на корпусе другого. Ничего подобного на память не приходит. В масс-медиа уже промелькнули реминисценции на новую Цусиму.   Но то совсем другая история. Николаевские броненосцы разламывались под огнем японских пушек, а не от ветхости, как теплоход «река-море»  «Волгонефть-139» постройки 1978 года.

 Шестибалльный ветер далеко не карибский ураган, в пять метров – это  не волна-убийца цунами. Заурядный шторм средней силы, заблаговременно предсказанный синоптиками. Любопытно наблюдать, какая разгулялась волна в СМИ. Кому-то придется отвечать – за гибель людей, судов, груза, нешуточное загрязнение Азовского моря мазутом и за сотни  тони тонн серы, оказавшейся на дне.

С украинского берега, не дожидаясь панихиды по погибшим,  уже поступил сигнал – пусть  Россия  заплатит. Лидер входящей в пропрезидентский блок Украинской народной партии, Юрий Костенко считает, что ликвидацию последствий стихии в Азовском и Черном морях должна оплатить российская сторона.

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев среди основных причин воскресных кораблекрушений в Керченском проливе называет непредусмотрительность капитанов судов. Ткачев считает, что капитаны судов, допустившие экологическую катастрофу, должны понести персональную ответственность. «Все капитаны судов получали штормовое предупреждение, но опять это наше русское «авось», – сказал Ткачев на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям края в понедельник.

Губернатору вторит зампред ГД РФ Владимир Жириновский – по мнению лидера ЛДПР, случившееся есть следствие "безалаберности капитанов", их желания положиться на авось. С мнением лидера ЛДПР солидарен депутат-коммунист Николай Кондратенко: «Пренебрежение техническим состоянием судов, нежелание отклоняться от курса, уходить в тихую заводь, иначе будет перерасход топлива». Все моментально стали крупными знатоками мореплавания.

Лев Федоров, доктор химических наук, президент союза "За химическую безопасность", которого ИА REGNUM. привлекло в качестве эксперта-эколога (он, кстати, не видит никакой беды от затонувшей серы!), высказал очень здравое суждение по поводу причин катастрофы: «Делать вид, что последнее решение принимает капитан, - это недоразумение. В столь сложной обстановке местные портовые власти не могут не участвовать в принятии окончательных решений».

Капитана не зря называют первым после Бога. Он отвечает за все, в капитанских  должностных обязанностях слово «обязан» упоминается более 60 раз.  Однако правильно ли в данном случае  взваливать всю  ответственность исключительно на заместителей Всевышнего? Дело тут не в штормовом предупреждении – рано оно поступило или поздно. На каждом судне минимум дважды в сутки вахтенная служба самостоятельно  принимает факсимильную  карту погоды и в состоянии оценить риски. Другое дело, что Керченский пролив – не открытый океан. Здесь решения судоводителей сопряжены с чужими юрисдикциями. Происшедшее в акватории порта Кавказ и на подходах к нему в минувший уик-энд довольно противоречиво и, видимо,  не зря покрыто словесным туманом.

Из поступающих с судов  сообщений следует,   что они запросили «добро» скрыться от непогоды в водах порта Кавказ от руководства порта еще в минувшую субботу, с приближением непогоды. Однако в разрешении войти в воды порта, в частности, за косу, получено не было, до момента катастрофы с «Волгонефть-139».

С другой стороны, суда, застигнутые шквалистым ветром до 37 метров в секунду в акватории порта, получили указание покинуть рейд слишком поздно, считает капитан теплохода "Святая Елена" Александр Гладких. Но у службы "Кавказ-контроль", которая отвечает за стоянку на российской территории,   заявляла, что у них нет такого количества лоцманов. И капитаны были вынуждены ждать. Самостоятельно покинуть порт, если в нем предусмотрена лоцманская проводка,  - это серьезное нарушение правил безопасности мореплавания.

Потом волну разогнало до полной невозможности катерами  доставлять лоцманов на суда. По словам капитана Гладких, «Когда поломало  два парохода, сказали — снимайтесь, идите; и все благополучно дошли". Все – это 53 судна, укрывшиеся под украинским мысом Фонарь, где они и сегодня пережидают продолжающую бушевать непогоду. При этом не с лучшей стороны, по словам капитана Гладких, показала себя    служба "Керчь-трэфик-контроль", которая должна руководить движением на Украинской территории. Они выдали координаты затонувших судов "Вольногорск" и "Нахичевань», пока на них не напоролся сухогруз "Ковель».

Капитана не зря называют первым после бога. Он отвечает за все, в капитанских  должностных обязанностях слово «обязан» упоминается более 60 раз.  Однако правильно ли в данном случае  взваливать всю  ответственность исключительно на заместителей Всевышнего? Дело тут не в штормовом предупреждении – рано оно поступило или поздно. На каждом судне минимум дважды в сутки вахтенная служба самостоятельно  принимает факсимильную  карту погоды и в состоянии оценить риски. Другое дело, что Керченский пролив – не открытый океан. Здесь решения судоводителей сопряжены с чужими юрисдикциями. Происшедшее в акватории порта Кавказ и на подходах к нему в минувший уик-энд довольно противоречиво и, видимо,  не зря покрыто словесным туманом.

Автор Михаил Вознесенский
Михаил Вознесенский — бывший обозреватель Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *