Россия и таджикские мигранты: кто кому нужен?

Что делать России с миллионами приехавших на её территорию мигрантов из соседних стран? Мировой финансовый кризис вызвал множество проблем, связанных с их занятостью. Некоторые граждане России возмущаются тем, что они «отнимают у россиян хлеб», а «кое-кто несёт преступность». Но есть и мнение, что руками мигрантов создается богатство России и что их самих нередко обижают.

Мировой финансовый кризис вызвал множество толков относительно присутствия на нашем рынке иностранной рабочей силы, представленной, главным образом, выходцами из Средней Азии, особенно Таджикистана.

Так, мэр Москвы Юрий Лужков призвал «в разы снизить квоты» для трудовых мигрантов в столице и освободить места для москвичей. При этом власти опасаются того, что приезжие, лишившиеся работы, выйдут «на большую дорогу».

Особенно заметно их присутствие в нашей стране стало с 2000 года, по мере выхода России из кризиса 1998 года. Почему же миллионы среднеазиатов, включая и таджиков, с таким упорством едут в нашу страну? Причина очевидна: в поисках лучшей жизни и заработков. Таджикистан – одна из беднейших стран мира и самое бедное из государств СНГ. Большая часть населения живёт менее чем на 60 долларов в месяц. Война 1991–97 гг. разрушила экономику, и без того страдавшую после изменения климата в регионе, связанного с уничтожением Аральского моря.

С его исчезновением сильно изменилась среднегодовая температура, что нанесло катастрофический удар по хлопководству. В итоге миллионы людей лишились привычной работы и поехали на заработки в зарубежье. Путь на Запад до последнего времени им был заказан: за исключением прибалтов, большую часть остальных представителей бывшего СССР там боятся как огня. Оставалась Россия, куда ещё раньше от войны, нищеты и угроз местных националистов бежала большая часть русскоязычного населения республики.

Экономика Таджикистана сильно зависит от средств, пересылаемых мигрантами. По разным данным, полтора миллиона граждан Таджикистана за последний год переправили на родину более 2 млрд долларов. Всего же по стране мигрантов насчитывалось по неофициальным данным до 10 млн человек. И поскольку многие из них работают нелегально, значительная часть этих средств уходит от российского налогообложения. В некоторых отраслях численность нелегалов едва ли не доходит до 100%. Так, уже в 2003 году только в строительном бизнесе она составляла 90%.

Наибольшее число гастарбайтеров работают в Москве и Московской области. Немало их и в других российских городах. В большинстве случаев это дешёвая, но неквалифицированная рабочая сила. Их средняя зарплата колебалась в районе 300–600 долларов. В основном гастарбайтеры заняты на низкооплачиваемых работах: грузчики, разнорабочие и пр. Зачастую таджики и прочие мигранты идут на такие работы, куда коренное население не идет. Например, в дворники или шаурмисты.

Показательно, что до 1970 года трудовых мигрантов Европе поставляли в основном Греция, Италия, Португалия и Испания. Через 40 лет облик гастарбайтеров резко поменялся: теперь первые места принадлежат Таджикистану, Албании и странам бывшей Югославии. Сегодня Россия занимает первое место в мире по числу принятых мигрантов, обгоняя даже США и Германию.

При этом официальный Душанбе неоднократно выражал недовольство по поводу положения своих граждан в России. Недавно МИД Таджикистана выразил протест по поводу бездействия российских правоохранительных органов, «проявляющих инертность в реагировании на участившиеся преступления в отношении граждан Таджикистана на почве национализма и ксенофобии». По его данным, с начала 2008 года на территории РФ были убиты по причине национальной ненависти 80 граждан Таджикистана.

Однако и сами таджикские власти недостаточно борются с проникновением со своей территории в числе добросовестных рабочих представителей криминала, о чём говорит непрекращающийся поток в нашу страну наркотиков. Или другие факты преступлений с участием граждан Таджикистана. Так, в декабре 2008 года суд приговорил гражданина этой страны, который ограбил, изнасиловал и пытался убить жительницу Екатеринбурга, к 16 годам лишения свободы.

Характерно, что 55% респондентов на вопрос ВЦИОМ об отношении к мигрантам заявили, что власти должны ограничить их приток. Ни для кого не секрет, что часть граждан Таджикистана живет за счет транспортировки афганского героина. От этого страдают и Запад, и Россия. Как показывает практика, одними силовыми мерами бороться с этим явлением бессмысленно. Хотя одной из причин переориентации в 1990-е годы наркотрафика с иранской и пакистанской территории на российскую было то, что торговцев «белой смертью» там вешают.

Главная причина вовлечения граждан страны в наркоторговлю – безработица на родине. Среднемесячная зарплата в Таджикистане в последнее время составляла 25 долларов. Наркоторговцы получают в разы больше. Всё дело в цене. Килограмм героина в Афганистане стоит 500–600 долларов, «через Пяндж» его стоимость удваивается. В Киргизии она доходит до 6000, а в Москве от 20000 «оптом» до 70000 долларов в розницу. Отсюда и коррупция. Иностранные издания приводили пример, когда бывший посол Таджикистана в Казахстане дважды попадался с наркотиками.

Напомним недавнее нашумевшее заявление, сделанное доктором филологических наук, главой Свердловского отделения Союза писателей России Юрием Казариным, в котором он выразил опасение, что наша страна попадёт «под гнет азиатов, и, в частности, выходцев из Таджикистана. Они до сих пор живут в родовом строе. У них крепкие родовые, мафиозные связи… Они едут к нам, и везут с собой свои традиции и наркотики. Они вытесняют русских мужчин, женятся на наших женщинах, ассимилируются… Это называется демографический терроризм».

Но при этом раздаётся и немало недовольных голосов. Дело в том, что из-за притока мигрантов падали расценки и на отечественную рабочую силу в низкобюджетных секторах экономики. Так, представитель одной из отделочных фирм Твери Константин Герасимов в своём интервью «Правде.Ру» заявил следующее: «Из-за мигрантов у нас сильно упала выручка. Они понижают расценки, берут за работу меньше денег. Но есть и плюсы: мы используем их для переноски на верхние этажи тяжелых мешков цемента, что они делают за небольшую плату».

Таким образом, появление большого числа мигрантов тормозит автоматизацию и механизацию производства. Ведь дешевле десяток мигрантов отправить таскать раствор на десятый этаж, чем использовать для этого кран.

Еще один негативный аспект, связанный с незаконной миграцией: часть приезжих нередко являются разносчиками болезней. По сведениям органов здравоохранения Москвы, «до 15% мигрантов больны опасными инфекционными заболеваниями».

Заметим, что одна из причин потребности в мигрантах – сокращение численности населения. При этом они нередко сталкиваются с дискриминацией и преследованиями. Многие фактически находятся в рабстве работодателей, забирающих у них документы. Они извлекают из их присутствия хорошую выгоду. И мигранты вносят заметный вклад и в российскую экономику. Объем произведенных ими работ оценивается более чем в два триллиона рублей.

Так, владелец лесопилки в Тверской области Михаил Крутов в интервью «Правде.Ру» заявил: «Они – неприхотливые, права не качают и главное, не пьют. Я могу неделями не появляться на своём объекте, потому что знаю, что пока они работают, с моим бизнесом всё будет в порядке. Для этого достаточно назначить старшим самого уважаемого у них человека и честно выполнять данные им обещания. Не знаю, чтобы без них и делал».

Или таджикские дворники, старательно убирающие московские дворы, стали неотъемлемой частью столичного «пейзажа». На их работу не нарадуются как коммунальные службы, так и сами жильцы.

Нужны ли России мигранты? На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Заметим, что наличие миллионов выходцев из Средней Азии в России позволяет Москве держать над ней контроль. И на последнем саммите ШОС главы среднеазиатских государств пытались уговорить Россию «не бросать» гастарбайтеров.

Но в этом случае мы нанесем удар по собственным гражданам, лишившимся в результате кризиса работы. Разумеется, они нужны в тех районах, в которых наблюдается убыль коренного населения. В первую очередь, это районы российского Дальнего Востока, где они могут помочь освоению колоссальных богатств этого края, и где традиционно наблюдается острая нехватка рабочих рук.

Однако процесс этот должен быть поставлен под жесткий контроль государства и прямую ответственность за те или иные действия своих граждан должны взять на себя заступающиеся за них таджикские власти. Например, в случае выявления незаконных мигрантов при их выдворении на родину оплачивать эту процедуру должно то государство, откуда они родом.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *