Бикини vs. буркини — взрывоопасное противостояние

Что там под мусульманским купальником?

В 1946 году на атолле Бикини был произведен первый подводный атомный взрыв. Буркини на пляжах Франции тоже вызвали взрыв, но на сей раз социальный. Права тоскливо глядящих на воду дам в черном были грубо попраны легкомысленной французской Фемидой, логика которой проста: хочешь блистать своими религиозными устоями — покинь общественный пляж.

После теракта в Ницце некоторые муниципальные французские власти ввели запрет на ношение буркини. Премьер-министр Мануэль Вальс поддержал инициативу. Что лежит в основе запрета: исламофобия, угроза потери национальной идентичности, страх перед шахидками? Как бы там ни было, это борьба с формой, а с содержанием французы просто не знают, что делать.

Полемикой во французской блогосфере завершилось выписывание штрафа женщине на пляже в Тулузе за ношение буркини — мусульманского купальника. "Люди смотрели, как ей приказывали снять одежду", — писали возмущенные блогеры. Но, как выясняется, мусульманке не приказывали ничего снимать, полицейские ее просто попросили сделать выбор: уйти с пляжа или привести себя в соответствующий вид. Дама предпочла второй вариант.

Франция перестает быть христианской страной

Есть множество свидетельств того, что нынешняя Франция меняет свой привычный европейский облик. Так, в аббатстве Сен-Дени два раза в неделю (в четверг и субботу) запрещено говорить по-французски, говорится в репортаже Ольги Скабеевой ("Вести"). Можно только на арабском. Во многих частных школах для мусульман в расписании первым уроком стоит изучение Корана.

Французы обеспокоены исламизацией страны и ростом исламского экстремизма. "На самом деле, это просто страх, — сказала Pravda.Ru Надежда Узунова, научный сотрудник Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ. — Страх после всех этих терактов, страх перед людьми, которые уже даже выглядят по-другому. То есть здесь потенциально в каждом человеке, который выглядит иначе, на мусульманский манер, видится уже какая-то угроза".

Жить по шариату — неотъемлемое право женщины?

Но есть и другая точка зрения. Так, представитель "зеленых" Эстер Бенбасса (Esther Benbassa) видит в инициативе местных властей акт "религиозного преследования". Она также считает, что "чем больше мы будем запрещать и клеймить эти наряды, тем больше это будет превращаться в символ идентичности". Однако отметим, что мусульманские платки, чадра, буркини, вуали и так далее автоматически не предписываются Кораном, они варьируются в зависимости от климата и обычаев. А так же добавим, что Франция — христианская страна, и мусульмане там — изначально пришлые люди.

Тем не менее, "Группа против исламофобии во Франции" обжаловала запрет на ношение буркини. Правозащитники выразили убеждение, что он нарушает права женщин, и напомнили, что треть погибших в результате теракта в Ницце — мусульмане. Но суд не поддержал иск, указав, что "в нынешних обстоятельствах" ношение буркини может быть воспринято не просто как "религиозный знак". Да и как религиозному знаку ему не рады — в судебном постановлении напоминается, что во Французской Республике действует приоритет светских правил поведения в общественных местах над религиозными обычаями.

Страшна не форма, страшно содержание

По сути, борьба с буркини — это борьба с формой, но страшна не форма, страшно содержание. Исламский экстремизм крепнет во Франции, и что с этим делать, власти не знают.

Для начала почему бы не навести порядок в мечетях? Многие мечети во Франции финансируются радикальными исламскими группировками. Например, активна "Салафитская группа призыва и борьбы" (GSPC) и базирующаяся в Марокко "Боевая исламистская группировка Марокко" (GICM). Более того, французская разведка полагает, что GSPC все больше принимает цели мирового джихадизма и стремится позиционировать себя как дополнение "Аль-Каиды" (запрещена в РФ).

Почему бы не навести порядок в тюрьмах, в которых 70 процентов заключенных составляют именно мусульмане, и там они становятся радикалами. Не менее страшно и вне тюрьмы. Раньше ислам принимали, чтобы жениться или выйти замуж. Теперь молодежь видит в этом средство социальной интеграции, особенно в мусульманских районах. Возник и термин: "обратная интеграция".

"Есть, конечно, опасность культурного порабощения, — комментирует Надежда Узунова. — Французы как бы агрессивно заявляют о своих убеждениях". Эксперт отмечает, что присутствует и момент раздражения показной религиозностью, определенным вызовом со стороны мусульман: "Кстати, не факт, что там, живя в своих странах, эти женщины так закрывались. Это явление последнего времени, когда стал развиваться политический ислам. Если в 1960-70 годах они ехали и хотели интегрироваться, то есть это было хорошим тоном — приобщиться к европейским ценностям, то сегодня для них это правило дурного тона".

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *