Укол чайной ложечкой

Когда газета, даже такая серьезная, как The Times, начинает ссылаться на источники, к кому-то или чему-то «близкие», это зачастую мыльный пузырь. Информационное безрыбье. Форин Офис, конечно, может запустить в СМИ неофициальный комментарий, но его выпишут и отполируют настоящие джентльмены. Во всяком случае, там никогда не будет никаких окончательных оценок. Это аксиома дипломатии.

Сравните со следующим текстом: «Случай с Литвиненко может привести к самому крупному дипломатическому столкновению с Москвой с момента прихода Путина к власти шесть лет назад… На этот раз мы имеем дело с попыткой убить иностранного гражданина за границей способом, который, как мы знаем, умело используют русские». Его точно сварганили наспех. Источник, близкий к МИД Великобритании, должен бы отдавать себе отчет, что с Лондоном у нас не было особенной перепалки за весь период лейбористского кабинета Тони Блэра . Даже после известной истории со «шпионским камнем» в Москве.

Сюжет с отравлением беглого подполковника ФСБ Литвиненко закручивается все туже и сам просится в продолжение саги о Джеймсе Бонде – того ведь тоже опоили какой-то шпионской гадостью в Casino Royale. Персонажи этой истории как будто вынырнули из блокбастера эпохи Cold War.

Чего стоит, например, итальянец Марио Скарамелло, с которым Литвиненко встречался в лондонском ресторане суши. Он, якобы, эксперт по проникновению КГБ в итальянскую политику в годы холодной войны. Имя Скарамелло впервые замелькало на страницах мировой прессы в марте прошлого года. Итальянец утверждал, что на дне Неаполитанского залива лежат 20 советских торпед с ядерными боеголовками. Они были установлены советской подлодкой в 1970 году как часть минного поля вокруг Европы на случай новой войны. ВМС Италии, разумеется, никаких торпед не искали – они и так знали, что их там нет, мониторинг прибрежных зон ведется постоянно.

Как, однако, сопоставить соли таллия и обличителя коварства Советов? Марио, выходит, «перелицевался» и играет за Кремль? Ведь по легенде он должен был открыть отравляемому им Литвиненко тайну убийства Анны Политковской . Якобы сам Литвиненко, его родственники и друзья, то и дело многозначительно упоминают итальянца, но нет высказываний от первого лица, какие-то наясные ссылки.

Не слишком неправдоподобно, чтобы представитель итальянского истеблишмента предпринял отравление в центре Лондона. Если окажется, что он ни в чем не повинен, возникнут вопросы.

Осознав, наконец, что тезис о связях Скарамелло с российскими спецслужбами шит белыми нитками, сценаристы новой лондонской «бондианы» срочно запустили новый персонаж. Точнее – старый. Даже очень старый. Перебежчик. Олег Гордиевский . Бывший двойной агент, о котором все уже позабыли, рад случаю напомнить о своем существовании в «Таймс». Гордиевского привлекли выправить нелепости сюжетной линии. Но спешка никогда до добра не доводит, она лишь умножает нелепости.

Оказывается, отравитель вовсе не Скарамелло. Это некий русский знакомый, который дружил с Литвиненко и Березовским , но был "перевербован" ФСБ в московской тюрьме. "КГБ вербует своих агентов в тюрьмах и лагерях с 30-х годов. Это их метод работы", - отметил Гордиевский в интервью The Times. Отравление произошло в отеле, таллий содержался в чае. Несостояшийся резидент КГБ в Великобритании, видимо, чересчур глубоко адаптировался в среду, если уже не представляет, что пьют русские друзья при встрече. Имени отравителя Гордиевский не знает. Но Березовский-то должен знать, кто из его бывших контактеров сидел, вышел, разбогател и дружит с ближайшим соратником. Снова нестыковка. На третий день раздуваемого изо всех сил шпионского этюда в багровых тонах, на несуразности обратила внимание британская пресса.

По мнению Independent, сценарий уж слишком прямолинеен. Он устраивает всех, кто публично его поддерживает, ведь большинство из них – ярые противники президента России. Но простота не означает, что эта история правдива. И здесь, пишет газета, действует много предположений, которые требуют большей осмотрительности в принятии решений, чем демонстрировалось применительно к этой истории до сих пор. Ибо в который раз журналисты указывают, что гибель обозревателя "Новой газеты" Политковской и предателя Литвиненко создают проблемы лишь российскому руководству. Деятельность этих правозащитников слишком была востребована в определенных кругах (преимущественно на Западе), которые готовы на любые провокации.

См. также сюжет об убийстве Анны Политковской

Литвиненко предложили секретные документы, связанные с расследованием убийства Политковской. Однако, задается вопросом автор публикуемой Independent статьи Мари Дежевски, если он занимался таким расследованием, от чьего имени он действовал? Существовали ли указанные документы или это было выдумано на ходу? "Не всплыло ли имя Политковской исключительно из-за ее репутации на Западе?" - задается вопросом г-жа Дежевски.

Блокбастер «Укол чайной ложечкой» не вытанцовывается. Все-таки БАБ интриган, конечно, хороший, а сценарист посредственный.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить