Путин — последняя надежда европейских лидеров

О чем Меркель и Олланд попросили Путина

Встреча "нормандской четверки" в Берлине выглядела нелогичной для Владимира Путина. Зачем ехать, зная, что все останутся при своих? А особенно Петр Порошенко, у которого одна задача — потянуть время до смены администрации в Вашингтоне. Эта встреча была нужна только Ангеле Меркель и Франсуа Олланду, потому что им срочно надо поправлять авторитет перед федеральными выборами в грядущем году. Что они попросили у Путина?

Откровения Франсуа Олланда

Вспомним, что Франсуа Олланд не закатывал сцены, когда возник вопрос о Крыме, сказал Правде.Ру Жиль-Вильям Голднадель, франко-израильский адвокат и писатель, президент общества "Франция — Израиль". — Возможно, он не мог себя полностью выразить, как хотел, относительно Европы и США, но все-таки хорошо ощущалось, что сам-то он уж точно санкции к России применять не стал бы!"

Согласимся, французский президент и потом держался "comme il faut", а его всплеск показного негодования поведением России в Сирии вызван, как представляется, не только окриком Вашингтона, но и надеждой на то, что при распаде страны ему достанется хоть что-нибудь в каком-нибудь квазигосударстве бывшей колонии.

Собственно, например, в Ливии — бывшей итальянской колонии теперь главный нефтеперерабатывающий завод в Завийя принадлежит итальянской ENI. Саркози тоже попытался там ухватить свой куш, но опоздал. Впрочем, теперь Франция покупает там нефть по ценам ниже мировых, так что все агрессоры остались вполне довольны. В Сирии Франция может получить не столько нефть, — ее там немного, — сколько контроль за переброской нефтепродуктов из Катара, Ирана, Саудовской Аравии через Турцию в Европу. Это в условиях энергетической войны с Россией очень лакомый кусок сирийского пирога.

Вернемся к Голднаделю, который также рассказал Правде.Ру, что после того как Обама отказался от наказания Асада за пересечение красной линии (имеется в виду якобы имевшее место использование боевых отравляющих веществ), Олланд сознался ему в частной беседе, "насколько ему было горько пережить измену американцев". "И вот с этого момента Франсуа Олланд и изменил свою политику, поняв, насколько российский партнер бесконечно надежнее, чем американский!" — сказал Голднадель.

Конечно, Олланд сейчас не рассчитывает на победу в президентских выборах. Но ему важно оставить у власти социалистов, и если не во внутренней политике, то во внешней надо что-то представить избирателям в качестве положительного опыта. Для этого можно опереться, как мы видим, на Путина. Надо понимать также, что риторика политиков для СМИ и риторика за закрытыми дверями — это порой "две большие разницы".

Меркель тоже ставит на друга Влада

Теперь об Ангеле Меркель. Она тоже находится в весьма непростой ситуации из-за политики открытых дверей для беженцев. На грядущих федеральных выборах в Бундестаг от нее может отвалиться партнер по партийной коалиции — баварские христианские демократы. Кроме того набирает популярность партия евроскептиков "Альтернатива для Германии" (АиГ), в сентябре ХДС/ХСС потерпела поражение на региональных выборах в земле Мекленбург — Передняя Померания, где АиГ набрала около 20 процентов голосов. Собственно, с отказом изменить свою политику в отношении беженцев, ей тоже не на что ставить в своей предвыборной кампании, разве что на друга Влада.

Надо сказать, что Путин 19 октября был впервые принят в Берлине за последние четыре года, причем встречали его торжественно и улыбками. С тех пор, как Меркель 10 лет назад пришла к власти, она встречалась с Путиным больше, чем с любым другим политиком иностранного государства. После событий в Крыму эти политики постоянно были на связи и утрясали повестку дня переговоров Россия—Запад. Путин хорошо знает немецкий, Меркель — русский, поэтому между ними сложились доверительные отношения.

Что попросили Меркель и Олланд у Путина

Поэтому не исключено, что Меркель и Олланд попросили Владимира Владимировича помочь в укреплении имиджа перед выборами. "Потерпи, Влад, — сказали они, — мы сделаем вид, что очень тебя не любим, а ты — что испугался и идешь нам на уступки. Не надо во многом, вот, пожалуй, по полицейской миссии ОБСЕ на Украине и по гуманитарной ситуации в Сирии! А мы в ответ не будем вводить против России санкции. Нам это тоже выгодно, как и тебе".

Действительно, помимо личных карьерных причин, у европейских тяжеловесов есть и государственные. Возможно, был даже и такой подход: "Давай, Влад, посмотрим, как нам остановить американцев. Задолбали, ей Богу, всех со своим Трансатлантическим союзом и требованиями поддерживать воров и бандитов на Украине. Да и их политика в Ираке и Сирии сулит нам новых беженцев". Заметим в поддержку этой версии, что Путин достаточно спокойно реагирует на пассажи Олланда и Меркель о военных преступления России в Сирии, хотя обычно он не отстает в ответной риторике и действиях. Как замечает немецкая пресса, Путин на ужине в рейхсканцелярии выглядел "вполне счастливым". Кстати и санкции сегодня Евросоюзом не были введены.

Народный мейнстрим в Германии и Франции — в пользу России

Ни немцы, ни французы не хотят обострения отношений с Россией. Арабы Франции (а их около 11 миллионов человек) предпочитают, чтобы Олланд больше занимался их правами, а не правами арабов в Сирии. Каждый француз считает, что лучше русского понимает Достоевского, и что Россия и Франция — это особое партнерство со времен Шарля де Голля. Вспомним, что именно Сталин сохранил за Францией место в Совете Безопасности ООН, потому что Де Голль пообещал ему построить во Франции социалистическое государство (американцы считали французов пособниками Гитлера).

Население Германии, со своей стороны, более озабочено расслоением немецкого общества по вопросам беженцев, чем ситуацией в Алеппо. Против торгового соглашения с Северной Америкой на улицы выходят сотни тысяч людей, но никто не протестует против бомбардировок России в Алеппо. Конфронтация с Россией в Германии вообще выглядит, как зло. Там больше преобладает мнение, что немецкая экономика не должна страдать от встречных санкций русских. Разве Олланд и Меркель перед выборами не учитывают этот мейнстрим? Конечно, учитывают. Поэтому давайте успокоимся и подождем еще немного. 2017 год удивит нас всех переменами.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *