"Санкционный демарш Италии - попытка подоить двух коров"

Известный итальянский политик, бывший депутат европарламента Фабрицио Бертот дал эксклюзивное интервью Pravda.Ru. Главные темы разговора — блокировка Италией автоматического продления антироссийских санкции, отношения между Москвой и Римом, экономический ущерб Италии от потери российского рынка и совместные действия России и Италии в Ливии.

Италия заблокировала расширение санкций Европейского союза против России. Почему?

— Нужно учитывать, что Италия не блокировала санкции, они просто заблокировали автоматическое возобновление санкций. Это означает, что наше правительство готово обсуждать это, но не делать автоматически. Что это означает? Конечно, я рад этому, но думаю, что наше правительство просто хочет продемонстрировать в рамках ЕС свою особую позицию. Ничего более.

— Но это и вопрос потерь, которые несет бизнес? Как известно, итальянская компания Saipem, которая должна была участвовать в реализации проекта "Южный поток", потеряла около 920 млн евро.

— Конечно, для нас экспортные санкции представляют большую проблему, потому что, во-первых, провал проекта "Южный поток" — худшее последствие, потому что "Южный поток" был бы важным решением наших проблем с энергетикой.

Также санкции создают проблемы для нашего экспорта — продукция с пометкой "сделано в Италии" широко представлена на российском рынке. И я знаю, что Россия сейчас работает над тем, чтобы заместить на рынке итальянские товары.

Эти санкции, конечно, являются определенной возможностью для экономики России. Вынужденно заменяя импортные товары на рынке, вы начинаете производить свои. Это худшая составляющая санкций.

— Можно ли в случае с блокировкой говорить о дипломатии, а именно: о дружбе Путина и Берлускони

— Известно, что между Путиным и Берлускони существует крепкая дружба. И я уверен, что будь Берлускони премьер-министром, может быть, ситуация была бы совершенно другой. Но сегодня партия Берлускони, к которой я принадлежу, находится в меньшинстве. Так что, по-моему, эта дружба не имеет никакого отношения к решению о блокировке санкций.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров был недавно с государственным визитом в Италии. Он обсуждал совместные действия в Ливии. Ливия была итальянской колонией, и у Италии там серьезные интересы. Может быть, Россия обещала Италии какую-то помощь в Ливии?

— Да, у Италии были хорошие отношения с правительством Каддафи, особенно когда премьер-министром был Берлускони. Сейчас, после арабской весны, там возникло много проблем. Из Ливии едут иммигранты, и любое участие итальянских компаний в Ливии должно быть разделено с французскими и американскими компаниями. Так что наши возможности в Ливии уже не такие, как раньше.

Я думаю, что содействие Италии со стороны России было бы хорошей идеей. Но нужно помнить, что сегодня итальянская позиция не принимается во внимание в ЕС и ООН. Поэтому поддержка России была бы очень кстати.

Но проблема в том, что сегодняшний премьер-министр Италии, вероятно, думает что-то вроде: "Я начну блокировать санкции, чтобы получить что-то и от ЕС, и от России". И ничего более.

Я не думаю, что Рим в данном случае рассматривает это, как улучшение отношений с российской элитой. Я надеюсь на это, но думаю, что это не так.

— Чем закончатся эти обсуждения в ЕС?

— Известно, что США попросили ЕС поставить санкции в автоматический режим. Теперь мы будем эти санкции обсуждать. Но мы не знаем, о чем говорили Обама и Ренци, когда они встречались на Ассамблее. Я не уверен. Думаю, что возможно в какой-то степени это связано с ролью нашего премьер-министра в Социалистической партии ЕС.

Как вы знаете, Олланд не очень популярен во Франции, между Олландом и Маттео Ренци существует конкуренция за своего рода премьерство в Европейской социалистической партии. И возможно, Обама может помочь нашему премьеру получить эту роль в партии. Думаю, что есть только проблема власти внутри Социалистической парии. Потому что известно, что глава Народной партии — Ангела Меркель, так что для Италии нет места. Единственная роль может быть в Социалистической партии, и может быть, Ренцо ведет какие-то переговоры.

— Это было общее мнение ЕС? Или это демарш? Ренци пошел против Берлина?

— Думаю, что сейчас Ангела Меркель — лучшая защитница американских интересов в ЕС, и, конечно, интересы США тесно связаны с интересами Германии. Но это не интересы отдельных стран ЕС. Так что, по-моему, мы, особенно средиземноморские страны, должны основательно задуматься о последствиях подобных взаимоотношений и подобного лидерства.

Но сегодня важный союз между Германией и Францией представляет серьезную опасность для экономик отдельных государств ЕС. Мы помним, что ЕС — не унитарное государство, это не конфедерация, он представляет собой сочетание объединений людей и своего рода торговый союз отдельных государств. Не более, не существует единой экономической политики, нет единой внешней политики, нет единой армии. Значит, что нет условия для получения какого-либо преимущества с точки зрения Италии.

— Лавров заявил, что американцы требуют от Европы расширения санкций без обсуждения на предстоящем заседании Европейского совета. Довольно странно, что обсуждение с Италией было начато сразу после этого. Должны были быть какие-то обсуждения в кулуарах. Каких договоренностей достигли Россия и Италия?

— Думаю, что отношения между Италией и Российской Федерацией, конечно, могли быть лучше без ЕС. Потому что российский рынок важен для нашего экспорта, особенно предметов роскоши, и нужно принимать в расчет, что мы должны импортировать газ и нефть из России.

Так что я думаю, что для нас очень важны хорошие торговые, культурные и политические отношения. Однако, к сожалению, европейские институты создают только проблемы.

Перевела Нина Павлова

Беседовала

Автор Галина Тычинская
Галина Тычинская — журналист, корреспондент, переводчик, видеоведущая Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить