История не позволит выдавить Россию из Европы

Годовщину революции 1848 года столица Венгрии отметила уличными боями. Дым от подожженных автомобилей почти заслонил историческую веху, ставшую поводом для беспорядков. События середины 19 века примечательны тем, что ключевую роль в них сыграла Российская империя. Она представляла собой реальную силу и была важным фактором европейской стабильности. Это полезно знать тем, кто сегодня пытается выпихнуть Россию за пределы Европы.  

15 марта Венгрия готовилась отметить 159-ю годовщину революции, и власти опасались повторения беспорядков, которые потрясли весь мир осенью 2006 года. И опасались не зря. Как только начались памятные мероприятия с участием премьер-министра Ференца Дьюрчаня, в него и членов правительства полетели яйца. К вечеру оппозиция вывелана улицы Будапешта до 200 тысяч человек, требовавших отставки правительства. И как только митинг закончился, в одном из красивейших городов мира воцарился хаос.

Возникает ощущение, что в Венгрии появилась мода сопровождать годовщину исторических событий погромами. Как и в случае с 50-летием трагических событий 1956 года, беснующаяся толпа начала жечь машины и разбивать витрины. Вакханалия продолжалась всю ночь, десятки людей были задержаны, несколько человек пострадали. Демонстранты, в рядах которых виднелись знамёна венгерских нацистов (салашистов), попыталась прорваться к парламенту и памятнику советскому Воину-освободителю, желая «отомстить проклятым русским за все прегрешения, особенно за 1848 год».

Между тем, погромы заслонили собой годовщину самого события, а оно было по-настоящему крупным и выходящим за пределы Венгрии. Тогда, в 1848 году, почти вся Европа была охвачена революциями. Франция, Германия, Италия, Австрийская империя, Бельгия – вот лишь неполный список. В свою очередь, революция в Австрийской империи разделилась на события в собственно Австрии, Чехии, Галиции (Польше) и Северной Италии. Однако наиболее драматические и кровавые события развернулись в Венгрии, и огромную роль в них сыграла Российская империя, которую революция обошла стороной.

Революция в Пеште началась 15 марта с народного восстания. Его вожди приняли программу буржуазно-демократических реформ, а вскоре и сформировали национальную гвардию. Восстание охватывало всё новые города Венгрии, и Вена вынуждена была уступить части требований. Император Австрии Фердинанд I Габсбург ввёл многих лидеров восстания в правительство, а министром финансов стал их лидер Лайош Кошут – крупный экономист того времени. Были отменены остатки феодальных повинностей вроде барщины и десятины, а также помещичьего суда.

Вопрос упёрся в будущее страны. Венгерские лидеры требовали почти полной независимости от Австрии – две страны связывала бы только личность монарха. Вместе с тем венгры не собирались удовлетворять национальные требования хорватов, словаков, сербов, румын, украинцев и других народов входившего в Австрийскую империю Венгерского королевства. И если в районах, населённых венграми, революционеры встречали всяческую поддержку, то их национализм отпугнул другие народы. В итоге бан Хорватии (входившей в состав Венгерского королевства) Йосип Елачич пошёл на соглашение с Веной и объявил венграм войну.

В ответ венгры сформировали Комитет защиты родины, и осенью 1848 года началась война. Подавив революцию в других частях империи, сменивший Фердинанда император Франц-Иосиф бросил на восставших регулярную армию. Она быстро заняла Пешт, но в ответ в стране вспыхнуло мощное партизанское движение. Война продолжалась, и в апреле 1849 года Государственное собрание Венгрии низложило Габсбургов. Увязнув в Венгрии и не в силах справиться с восстанием самостоятельно, Франц-Иосиф обратился за помощью к Российской империи, и Николай I охотно её предоставил.

В середине XIX века Россия представляла собой значительную силу, способную отстаивать свои интересы в Европе, а поводов вмешаться у Николая было много. Во-первых, он боялся, что революция перекинется на Россию – особенно уязвимым в этом смысле было Царство Польское. Во-вторых, царь был связан с австрийскими Габсбургами Священным союзом. В-третьих, Россия всё больше начинала осознавать себя покровителем славянских народов Австрийской империи, а сербы, хорваты, словаки и украинцы (закарпатские русины) выступили против венгров. В-четвертых, российский император , в целом, был противником серьёзных изменений на континенте.

В мае 1849 года на территорию Венгрии вступили войска русского генерала И.Ф.Паскевича, и с этого момента участь восставших была предрешена. 13 августа возле местечка Вилагош основные силы венгров сдались, а их лидеры, включая Кошута, или были казнены, или эмигрировали. Габсбурги полностью восстановили контроль над своей империей, но отплатили за это своеобразно – недружественным нейтралитетом в годы Крымской войны 1853-1856 гг. Хотя очевидно, что без помощи России шансов удержать империю у Франца-Иосифа практически не было.

События 1848-1849 гг. надолго определили ход российско-венгерских отношений, и, отчасти, определяют их до сих пор. После преобразования Австрии в Австро-Венгрию венгерские политики играли самую видную роль во всех антироссийских планах, включая и Первую мировую войну. Тень того времени витала и над событиями 1956 года, и над свержением социализма в 1989 году. Она до сих пор продолжает нависать над двусторонними отношениями.
В школах и вузах Венгрии учат тому, что Россия и только она задушила стремления мадьяр к свободе. Возможно, поэтому нынешние погромщики обратили свой гнев против памятника советскому Воину-освободителю на площади Свободы (Сабадшаг, Szabadsag) в Будапеште.

Между тем и у России есть, что припомнить мадьярам. Например, то, что ещё в XI веке венгерские короли отторгли у Киевской Руси юго-западную часть, ныне ставшую Закарпатской областью Украины. Венгры участвовали в военных походах на Русь, которые санкционировала в средние века Католическая церковь. В годы Второй мировой войны солдаты союзной нацистам Венгрии зверствовали на территории бывшего СССР. Да и сейчас на территории Венгрии предполагается разместить мощный радар НАТО, и эти планы не очень широко известны только потому, что их затмевает намерение США поставить радар ПРО в Чехии.

Неплохо бы для венгров было и трезво разобраться в тех просчётах, которые допустили сами лидеры их национального движения. Если бы они учли национальные требования других народов и не строили бы моноэтническое государство с бесправными нацменьшинствами, глядишь, и генерал Паскевич бы к ним не пришёл. А так в Венгрии нашли виноватых на стороне и, как долгое время казалось, не прогадали – во времена Бориса Ельцина российское руководство было готово извиняться даже за то, к чему наша страна вообще не имела отношения. Слава Богу, сейчас в этом смысле наметился сдвиг.

События 1848-1849 гг. в Венгрии лишний раз доказывают, что Россия не одно столетие представляет собой реальную силу на европейском континенте. Сами «титульные европейские императоры» более 150 лет назад просили её разобраться с собственными мятежниками и сепаратистами. И это не говоря уже о лидерах ряда национальных движений (особенно Австрийской и Османской империй) которые видели в России главного помощника в борьбе за независимость. Она таковым и оказалась в случае с Чехословакией и Польшей (со второй – во многом вопреки воле самой России) в 1918 году, с Сербией, Болгарией и Румынией в 1878-м и с Грецией – в 1830 году.

Как видно, Россия ещё полтора столетия назад представляла собой один из факторов общеевропейской безопасности. Революция в Венгрии и её последствия наглядно показали, что без России стабильность на континенте едва ли возможна. Так что пусть те далёкие дни станут напоминанием и предостережением для тех политиков (в том числе и венгерских), которые упорно пытаются замолчать российский фактор в истории Европы и выпихнуть Россию за пределы европейского континента.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *