Число сторонников ультраправой партии "Демократы Швеции" растет

Исламистская мина под Швецией

Вопрос об отношениях между коренным населением и иммигрантами из мусульманских стран во весь рост дает о себе знать в еще одной европейской стране — Швеции. Недавние опросы показали, что в стране, где о попадании использующих антимусульманскую риторику ультраправых в парламент еще недавно не было и речи, сегодня их взгляды находят все больше и больше сторонников.

В апреле шведские социологи провели очередные опросы общественного мнения. И они доказали: если бы выборы в Риксдаг (парламент) прошли бы сегодня, а не полгода назад, то ультраправая партия "Демократы Швеции" заручилась бы поддержкой не шести процентов избирателей, а минимум семи. Причину этого политкорректные скандинавы уже не особо скрывают: проблемы с иммигрантами из мусульманских стран, доставляющих коренным жителям все больше и больше хлопот.

Ни традиционные правые партии, ни традиционные левые старались не акцентировать свое внимание на иммигрантской проблеме. А шведские телеканалы и вовсе оказались цензорами: они отказались выпустить в эфир агитационный ролик демократов. Суть его такова: немощная шведская старушка приходит за пособием, но ее отталкивают желающие получить его десять женщин-мусульманок. Запреты не помогли: ролик мгновенно побил все рекорды в шведском интернете и только добавил ультраправым голосов.

Действительно, делать вид, что ничего с иммигрантами не происходит и они успешно вписываются в развитое шведское общество, все труднее. Труднее хотя бы потому, что их стало уже слишком много. Сегодня порядка 14 процентов населения девятимиллионной Швеции составляют иммигранты. Большинство из них — немусульмане (поляки, сербы, хорваты, греки). Проблем хватает и с этой категорией иммигрантов — достаточно вспомнить, как серб со шведским паспортом в 2003 году в универмаге зарезал главу МИД Швеции Анну Линд.

Читайте также: Исламский колокол звонит по Дании

Что же касается мусульман, то на сегодняшний день их в Швеции насчитывается порядка 350 тысяч, или четыре процента населения. Самая большая диаспора — 140-тысячная иракская. Количество выходцев из этой страны резко увеличилось после того, как в 2003-м США и их союзники начали в Ираке операцию против Саддама Хусейна. Шведы в той операции не участвовали и проявили жест доброй воли. Но в итоге многие иракцы создали свои гетто, где образ жизни ничего общего с традиционным шведским не имеет.

Еще 80 тысяч мусульман — выходцы из Ливана и Сирии. Есть в Швеции также отличающиеся повышенной религиозностью иммигранты из Афганистана, Пакистана, Сомали. Несколько меньше в этом смысле проблем с албанцами, турками, мусульманами Боснии и Герцеговины. Они приспособились к шведским традициям лучше, но вот криминогенная обстановка в их среде также оставляет желать лучшего. Кроме того, в стране проживает минимум несколько сот чеченцев.

Многим шведским мусульманам удалось благополучно вписаться в шведское общество. Но многие предпочли работе жизнь на высокие пособия по безработице. Следствием притока иммигрантов из Азии и Африки стало увеличение уровня преступности. Сегодня в некоторые районы Гётеборга и Мальмё полиция без спецсредств вообще не заходит. Это, а также общая непохожесть мусульманских женщин на шведок вызывали лишь раздражение местного населения.

Надо сказать, что к озлоблению шведских мусульман приложили руку сами коренные скандинавы. Шведские карикатуристы вслед за соседями-датчанами стали активно рисовать оскорбительные для последователей ислама карикатуры на пророка Мухаммеда. Особенно прославился художник Ларс Вилкс, чьи скандальные шаржи появились в августе 2007 года на страницах газеты Nerikes Allehanda. Пророк предстал в виде дорожной собаки, которая считается в исламе нечистым животным.

Шум после такого проявления свободы слова и совести поднялся по всему миру. "Аль-Каида" объявила за голову Вилкса вознаграждение 100 тысяч долларов. Год назад в Ирландии задержали целую группу исламистов, собиравшихся отомстить художнику. 14 мая 2010 года его дом был подожжен. Двое курдов были задержаны по горячим следам. Один из них на суде заявил, что Вилкс — "враг Бога, враг Пророка, враг мусульман и величайший враг ислама в настоящее время".

Суд признал их виновными в покушении на убийство и приговорил к 21 и 19 годам тюрьмы. А Вилкса сегодня охраняют не хуже, чем премьера Фредрика Рейнфельдта. Однако одним художником-карикатуристом дело не ограничилось. В конце 2010 года, когда в Стокгольме вручали Нобелевские премии, город чуть не пережил одну из самых страшных трагедий в истории. В одной из припаркованных машин в центре города прогремел взрыв…

На теле погибшего полицейские обнаружили сразу шесть взрывных устройств. Оказалось, что речь шла о смертнике, который по счастливой случайности не добрался до запланированного места теракта на местном "Арбате". Выяснилось, что подрывником был 29-летний житель городка Тронос — выходец из Ирака со шведским паспортом. Параллельно в редакцию информагентства ТТ пришло письмо, где говорилось, что пришло время отомстить шведам за карикатуры на пророка и участие в операции в Афганистане.

Данная история наглядно показала, что политика по интеграции выходцев из мусульманских стран в шведское общество местами не просто дает сбои, а откровенно буксует. Впрочем, не только со стороны иммигрантов имеет место агрессия. Еще одна история, случившаяся осенью прошлого года, также глубоко потрясла спокойную и законопослушную Швецию.

Неизвестный преступник несколько недель отстреливал на улицах и в окнах жилых домов Мальме лиц "нескандинавской внешности". "Атаки направлены на людей с темным цветом кожи, преступник действует по определенной схеме, предпочитая нападать с наступлением темноты. Часто он подкрадывается к жертве сзади и стреляет в упор", — рассказали в полиции. Возможного злоумышленника поймали. Не исключено, что на его совести пара десятков человеческих жизней.

Карикатуры и покушения на их автора, несостоявшийся теракт, действия Охотника из Мальме и растущий рейтинг "Демократов Швеции" — все это свидетельства того, что иммигрантский вопрос встал перед этой страной во весь рост. Несовместимость "особо вольных" европейских и традиционных исламских ценностей видна в этой скандинавской стране особенно наглядно. Как решить эту головоломку — вопрос вопросов для нынешних властей в Стокгольме.

Пока что премьер Фредрик Рейнфельдт не заявил (подобно своей немецкой коллеге Ангеле Меркель или президенту Франции Николя Саркози) о провале "мультикультурной" политики. Но этот колокол уже звонит по Швеции столь же громко, как и по другим благополучным странам старой Европы.

О главных международных событиях смотрите в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *