Польский журналист Конрад Ренкас рассказывает о русофобии в Польше

Конрад Ренкас: Россию и Польшу ссорит Запад

Официальная русофобия в Польше зашкаливает. "Россия — печальная ошибка истории, государство-однодневка, застряла костью в горле мира", "Русские — образец плохого народа", — ежедневно пишут польские газеты. Откуда такое отношение к России и что об этом думают простые поляки, в прямом эфире Pravda.Ru рассказал польский журналист Конрад Ренкас.

СМИ постоянно выплескивают ненависть к России. Русофобия в Польше стала государственной политикой?

— Я думаю, что это преувеличение. Конечно, между Польшей и Россией — личные исторические события, но русофобия в Польше — это политический заказ, пропаганда Запада. В Польше есть страх, и польские массмедиа вбивают в поляков думку о российской агрессии, российской ненависти к Польше. Поляки думают, что Россия — это агрессивная страна, Россия хочет напасть на польские интересы. Но я думаю, что это не русофобия, это не ненависть честных поляков к россиянам. Нет ненависти честных поляков к России. Это страх, который постоянно подпитывается СМИ.

Вы считаете, что на бытовом уровне ненависти к русским нет. Но недавно в ресторан не пустили российских туристов, в транспорте можно нарваться на оскорбления… Туристам ездить в Польшу сейчас опасно?

— Не бойтесь ездить в Польшу. Дураков всегда везде много, в Польше — тоже. Двадцать пять лет поляки думали, что германцы — наши лучшие подруги, но это все оказалось просто инструментом пропаганды. Также десять лет в Польше мы имели настоящую антироссийскую пропаганду. Чтобы поляки не думали, не понимали, как на самом деле плохи наши связи с Западом, как плохи наши дела в ЕС, нужен был враг. Власти поставили врагом россиян, Россию. Но это не то, что большинство поляков имеют в сердцах и в уме. Я думаю, что есть возможность нашу дружбу построить по-новому.

— На чем можно построить эту дружбу? Поляки, как и русские, очень трепетно относятся к христианским ценностями. Например, сейм Польши не утвердил закон о легализации однополых браков. Как вы считаете, на общих христианских, культурных ценностях можно двигаться к взаимопониманию? Что можно противопоставить антироссийской пропаганде?

— Часть польских журналистов, например, мой портал konserwatyzm.pl, стараются работать в этом направлении. Для нас очень важно было, как ваш православный патриарх и наш католический подписали документ о совместном христианском фундаменте, развитии наших связей христиан, славян, поляков и россиян. Это был очень важный момент. А одним из первых дел Верховной рады Украины и президента Порошенко было принятие закона о сексуальных меньшинствах. Им надо показать свою прозападность, показать, что они ведут Украину в этом направлении. Но это не демократия, это антихристианство, антигуманизм. Но для Запада, и поэтому для Киева, важны только права сексуальных меньшинств. Поляки и россияне о таких правах и законах думают меньше, что лучше и важно для здоровья народа. Это, может быть, первое звено для нашей связи на долгие годы вперед.

— Человек, казалось бы, хорошо знающий Россию, бывший посол Польши в СССР и России Станистав Чосек недавно сказал, что россияне недовольны президентом, еще чуть-чуть и разгневанное российское общество сбросит ненавистного Путина. По меньшей мере, странно. Неужели в Польше такое мнение, что россияне ненавидят Путина и мечтают его скинуть? Этой пропаганде люди верят?

— Для меня удивительно, что господин Чосек такое сказал. Я думаю, на него тоже подействовало время пропаганды. Из общения, разговоров с поляками, я вижу только ревность к россиянам, что у вас есть Путин, а у нас нет такого лидера. Должно быть те поляки, которые не имеют любви к россиянам, у них есть ревность, они завидуют россиянам, завидуют вашему развитию, завидуют тому, что у вас есть Путин и сейчас вы вместе сплотились вокруг президента. У нас в Польше нет возможности сплотиться вокруг правительства, мы не имеем такого лидера. Наша власть — это люди, которые поляков называют фраерами, дураками… Мы хотели бы, чтобы такой Путин был у нас.

— Как польское руководство и простые люди относятся к Украине? Ведь в Польше помнят волынскую резню, а сейчас идет прославление УПА. Но польские представители в Европарламенте провели закон о снижении пошлин на сельскохозяйственную продукцию Украины в ЕС. Теперь продукты с Украины пойдут в Польшу. Получается, что ваши власти больше думают об украинском крестьянине, чем о своем собственном. Как вы можете объяснить такую позицию?

— Это трагедия для польских крестьян. Невозможно понять, как это могли сделать польские депутаты. Но с той же гражданской платформы, несколько дней тому назад, через всю Польшу: Варшаву, Краков, многие другие крупные города, — прошли протесты против президента Порошенко, против подношений украинской повстанческой армии, против героизации бандеровцев.

Массмедиа любой политической партии, конечно, не поднимают этот вопрос. Но простые поляки, польские патриотические организации ясно выражают свое негативное отношение к этому на улицах, публикуют в интернете, в наших газетах. Я думаю, что все больше и больше поляков понимают, какие дела творит наша власть, как наша экономика расплачивается за украинский кризис. За сближение Украины с ЕС приходится платить польской экономике, полякам.

16 ноября у нас местные выборы. Я думаю, что это будет важный показатель. Будет видно, как поляки смотрят на экономическую и внешнюю политику властей. В следующем году у нас будут президентские и потом парламентские выборы. Сейчас у власти — Гражданская платформа и Польская крестьянская партия. Но вряд ли ситуация сильно изменится, даже если победит оппозиция. Гражданская платформа — это партия европейская, западная, либеральная, брюссельская. К власти может прийти Ярослав Качинский и его партия "Право и справедливость". А это партия вашингтонская, партия атлантическая. Я думаю, если Ярослав Качинский будет премьером, он будет больше слушать Вашингтон, чем Брюссель. Только и всего.

— То есть больших отличий вы не видите?

— Это не будет польская политика, это будет больше американская политика, чем европейская, как есть сегодня. На самостоятельную национальную польскую политику пока надеяться не приходится. Польская политика — иностранная.

Я думаю, потребуется еще несколько выборов, чтобы Польша смогла стать самостоятельным государством. Есть центр в Польше, который думает реально о России, думает реально о востоке. Для нас это центр польских мыслей. Этот центр говорит о польских национальных интересах, не только российских. Мы думаем, как построить польско-российские связи для взаимовыгодного сотрудничества, для польских и российских интересов.

Читайте также:

Польша мечтает о реинкарнации Гитлера

Как Польша помогла Штатам на Украине

Евросоюзу грозят раскол и сепаратизм

Обама — слабак. Путин — анти-Обама

Германия роет яму "любимой" Польше

Беседовала Любовь Люлько

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *