Польша вспомнила о жертвах зверств бандеровцев

Польша вспоминает жертв резни 65-летней давности. В июле 1943 г. украинские националисты начали геноцид против поляков на Волыни. Это очень хорошо помнят в Польше. Не исключено, что польские правые партии в сейме примут "решение о геноциде поляков бойцами ОУН и УПА". Ситуацию для "Правды.Ру" комментирует исполнительный директор "Открытого клуба международный диалог" Григорий Амнуэль.

Что же произошло тогда на самом деле и кто виноват? Можно говорить о "немецкой руке" в этом деле, поскольку германские оккупационные власти были сильны заинтересованы в том, чтобы стравить две национальные силы. По версии польских историков, руководство украинских националистов во главе со Степаном Бандерой и героем Украины по версии Виктора Ющенко Романом Шухевичем в самом прямом смысле решила очистить Волынь от поляков, которых те расценивали как оккупантов.

Читайте: "Оранжевые" подарили Украине героя-карателя .

По версии украинских историков, УПА и УНА таким способом боролись против Армии Крайовой, которая якобы являлась союзницей немцев и такой же оккупационной силой, как коммунисты. В свою очередь, сами поляки обвиняют украинских националистов в сотрудничестве с гитлеровцами. Последнее имеет под собой все основания - свои бесчинства украинские националисты, как правило, совершали бок о бок с немцами. Документальных свидетельств о крупных боевых операциях ОУН-УПА против немцев пока не обнаружено.

Откуда на Волыни поляки? Украинцы из формирований УПА считали их оккупантами. Впрочем, немалая часть поляков проживала на Волыни еще с XIV века, хотя немало их было переселено в 1920-е гг. по указу начальника польского государства маршала Юзефа Пилсудского для закрепления отвоёванных у большевиков земель за Варшавой. Напомним, что после разгрома в советско-польской войне 1920 г. западная часть Белоруссии и Украины отошла Польше.

Читайте: Качиньский не научит Саркози "правильно" не любить Россию .

Правительство Польши отчасти само виновато в том, что поляки сделались объектом ненависти украинских националистов. Получив западные области Белоруссии и Украины, Пилсудский немедленно приступил к их ополячиванию: закрытию национальных школ и православных церквей, ущемлению белорусского и украинского населения во всех вопросах по отношению к населению польскому.

Разумеется, украинское население без особого восторга отнеслось к переселению в начале 1920-х гг. польских "осадников", которые должны были закрепить за Варшавой эти земли. При этом зачастую селили их на лучшие земли, отбирая их у украинских землевладельцев. Те разжигали ненависть к пришельцам среди ранее батрачивших на них крестьян, которые-де и "лишили их заработка".

И пока было независимое Польское государство, ни украинцы, ни белорусы и пикнуть не могли о каких-то "нарушениях прав человека". Но всё изменилось с разделом в 1939 г. Польши между Германией и СССР. В итоге Москва вернула себе отданные в 1920 г. полякам территории, вскоре захваченные немцами. И польское население оказалось заложником политики Ленина, Сталина, Гитлера и Пилсудского. В итоге конфликт перерос в кровавую бойню, которая, по данным поляков, унесла до 100 тысяч польских и 30 тысяч украинских жизней. Впрочем, бойня началась еще в 1942 г. и достигла своего пика как раз в июле-августе 1943 г.

Одной из самых мрачных страниц этой истории является совершенная бандитами УПА резня в селе Могильницы Тернопольской области в марте 1944 года, жертвами которой стали сотни мирных поляков. Или печально знаменитое село Павловка, где украинские националисты-христиане сожгли живьем в церкви десятки поляков-христиан. Впрочем, резали "бравые бандеровские хлопцы" не только поляков, а всех, кто подворачивался к ним под руку за неимением "коммунистов": чехов, еще не выловленных нацистами евреев и тех украинцев, которые осмеливались их не поддерживать.

В связи с этим польское издание Salon-24 возмущается возвеличиванием на Украине тех, кто был повинен в Волынской трагедии и сравнивает это с тем, "если бы одновременно с этим одну из улиц в Берлине назвали именем "Героев СС", аргументируя это тем, что солдаты этой организации сражались за Германию очень смело. Тем самым польские журналисты напоминают о том, что в дни 65-й годовщины Волынской резни городской совет Львова переименовал улицу Тургенева в улицу Героев УПА.

"Каждый памятник, поставленный УПА, каждая фальсифицирующая историю публикация, на которую Польша не реагирует, укрепляет их позицию и придает им убедительности.На Волыни имел место плановый геноцид, реализованный организацией, исповедовавшей преступную идеологию, которую можно определить как украинский вариант фашизма и нацизма", - пишут они.

В этой связи стоит вспомнить идеолога украинского национализма Дмитрия Донцова. Труды этого политика и другого идеолога Николая Сциборского стали основой их идеологии, которая открыто призывала к "очищению Украины от иноземцев и не разделявших их учений украинцев. Среди последних, по мнению уже самого Бандеры, были и те украинцы, которые создали семьи с теми же евреями и поляками или "сотрудничали с коммунистами". Последнее распространялось и на солдат Красной армии, которые попадали туда отнюдь не добровольно и на тех украинцев, кто пытался спасти польских детей.

Были и ответные действия со стороны польских отрядов, однако масштабы говорят сами за себя: из 30 тысяч погибших на Волыни украинцев половина была уничтожена руками самих националистов. Точное число погибших евреев и чехов до сих пор не установлено, но оно также исчисляется тысячами человек. Впрочем, первых нередко убивали те и другие.

Польские журналисты делают потрясающее признание: "Ни НКВД, ни зондер-команды СС не отличались личной жестокостью исполнителей. А резуны ОУН-УПА словно питали к ней особое пристрастие. Официальных курьеров лондонского правительства и командования АК, делегированных в 1942 г. на переговоры с руководством УПА о совместной борьбе с Германией, они разорвали живьем лошадьми.

Вот польские свидетельства работы сторонников "Вильнойи Украйны": "Даже человеку с сильными нервами трудно выдержать чтение воспоминаний, в которых постоянно повторяется вырывание языков, выкалывание глаз, забивание гвоздей в голову, выпарывание плодов беременным женщинам, четвертование и причинение всевозможных утонченно садистских мук". Убийцы вырезали целые семьи и уничтожали материальные следы присутствия поляков: разрушали дома, церкви и даже вырубали сады".

Стоит заметить, что Польско-украинская война продолжалась вплоть до начала 1950-х гг. Например, бандеровцы уничтожили в 1946 г. деревню Цисна в повете Бещадах, а потом убили польского министра обороны. Положение полякам удалось изменить в свою пользу только в 1947 г. с депортацией из страны 150 тыс. украинцев в ходе Висленской операции.

Трагедия на Волыни всё же может серьёзно аукнуться Украине. Стоит заметить, что именно Польша усиленно проталкивала вступление Украины в Евросоюз и НАТО. Впрочем, героизация карателей из дивизии СС "Галичина", УПА и прочих украинских формирований, отличившихся в убийстве безоружных советских пленных, еврейского и польского населения говорит о том, что рановато еще принимать Украину в почтенные ряды Евросоюза.

Родственники погибших поляков недовольны тем, что их до сих пор ограничивают в праве установить на месте гибели своих родственников памятные знаки. Им разрешают устанавливать там кресты с именами погибших, но не более того. Украинские власти жёстко следят за тем, чтобы на них не приписывали еще чего-то вроде "жертвы убийства".

Впрочем, родственники жертв этой трагедии и многие простые поляки все чаще задаются вопросом: почему Варшава выдвигает претензии по поводу Катыни к Москве, в то же время забывая деяния "птенцов гнезда Бандеры" на Волыни? Сами поляки заявляют, что в вопросе Катыни их интересует только правда, а не политика, но в отношениях с Украиной они во многом отказываются от правды во имя политики.

В своём комментарии " Правде.Ру " исполнительный директор "Открытого клуба международный диалог" Григорий Амнуэль заявил: "Тут уместно привести старую пословицу: "Паны дерутся – у холопов чубы трещат". Что касается героизации на Украине деятелей вроде Бандеры или Шухевича, то стоит сказать, что польское руководство относится к ним без почтения, однако и не выражает особых претензий по поводу их возвеличивания на Украине. Скорее, это воспринимается стремлением Киева увековечить память тех, кто боролся за украинскую государственность".

"Почему же наблюдается столь различное отношение к Катыни и Волыни? Дело в том, что руководство Польши и Украины повинилось друг перед другом за прежние проблемы, в том числе и за события Второй мировой войны. Причем последняя раскрыла свои архивы, наглядно свидетельствующие о событиях тех лет. Однако российское руководство отказывается обнародовать подобные документы по Катынскому делу. И если в одном случае руководители могут сделать взаимные шаги навстречу друг другу, то в ситуации с Катынью ситуация диаметрально противоположная. А раз так, то существуют проблемы",- считает Амнуэль.

Разумеется, отрицать Катынскую трагедию уже невозможно. Но как тогда выглядит поведение польских властей в отношении признания вины за гибель по меньшей мере 60 тысяч пленных красноармейцев и 10 тысяч интернированных белогвардейцев армий Бредова и Савинкова? Польские историки, разумеется, называют куда меньшие цифры: не более 40 тысяч "красных", а о белых они вообще стараются не вспоминать, дабы не давать повода к разговорам о том, что Пилсудский сознательно истреблял всех русских без разбора.

При этом идут попытки оправдания тогдашних польских властей: "они ведь никого не расстреливали, красные умирали сами". Впрочем, кто его знает, что лучше, быстро умереть от пулеметной очереди или медленно и мучительно от голода и болезней, созданных польской лагерной администрацией?

И потому, говоря о Катыни и Волыни, польским политикам следует вспомнить о существовании зловещих лагерей Щепиорно, Стржалково, Тухоле и многих других, ставших огромной могилой для десятков тысяч русских людей, одетых в красноармейские и белогвардейские шинели. Без покаяния за то, что сделал с ними глава воссозданной Польши Пилсудский, вряд ли будет соответствующая реакция со стороны России. Первый президент России Борис Ельцин уже просил прощения у поляков за Катынь, однако никто "с той стороны" не просил у нас извинений за Стржалково, Тухоль и Щепиорно. Так что теперь польский черёд каяться.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *