Ничего личного. Уголовщина only

О прочности британских традиций

Давно, десяток тому лет, занесло меня в лондонский Буш-Хаус, на передачу Севы Новгородцева «Севаоборот». В прямом  эфире Би-Би-Си ведущий по-хозяйски откупорил бутылку, и под бульканье уэльского сухого потек ернический разговор об очередных «загогулинах» Семьи. После передачи, поймав мой непонимающий взгляд, Новгородцев с гордостью сказал, что распитие в эфире заведено в знак борьбы против антиалкогольной кампании Егора Лигачева . Я покосился на английских звуковиков, которые в аппаратной приканчивали свой  отдельный «пузырь», явно ни бельмеса не смысля по-русски.
 
- В России уже целую пятилетку нет предмета  для борьбы…

- Нет ничего прочнее английских традиций, - назидательно ответил Сева.

Есть две уважаемые в мире страны – одна европейская, другая ближневосточная. Обе с гордостью прокламируют свою приверженность либеральным демократическим ценностям и уважение к международному праву. Каждая из этих стран приютила по  одной одиозной личности российского происхождения.  Личности эти выдоили из своей несчастной родины все, что только успели. И банально дернули за кордон, едва государство, очнувшись от похмелья «по-семейному»,  попыталось дать правовую оценку их кипучей разноплановой деятельности. Теперь остались мы все  «трефные» (см. Даля), не в пример   кошерному израильтянину Невзлину.   Некий мистер Еленин , более известный как БАБ, и  вовсе британский джентльмен. Оба идейные борцы с антинародным режимом. Овидий со своими метаморфозами отдыхает.

См. также сюжет о том, как живется Леониду Невзлину в Израиле

Днями судья лондонского магистратского суда на Тимоти Уоркман вторично отказал Генеральной прокуратуре РФ в выдаче  Березовского. Как некогда с профессором Плейшнером, пьяный воздух свободы сыграл с Борисом Абрамычем злую шутку. Никто ведь за язык не тянул. Беглый олигарх по собственному почину позиционировал себя в качестве организатора силового захвата власти в России и чистосердечно признался в эфире «Эха Москвы», что именно над этим он в данное время работает. При этом сам детализировал состав государственного преступления (ни один кодекс в мире безумства  карбонариев не квалифицирует иначе): организацией мятежа он занимается уже в течение последних полутора лет. Последнее обстоятельство времени и места  принципиально важно. 

Зажигательные  январские речи мистера Еленина встревожили, хотя и с некоторым опозданием, британское правительство. "Насильственное свержение правительства суверенного государства недопустимо", - заявил тогдашний  глава МИД Великобритании Джек Стро .  - Наше государство не намерено предоставлять политическое убежище лицам, разжигающим на территории королевства подобного рода настроения".  БАБ изрядно тогда засуетился, уверял, что его де неправильно поняли,  и обещал письменно свою позицию разъяснить.

Дефиниции БАБа Генпрокуратуру отнюдь не заинтересовали.  Комментарий к статье 278 УК РФ толкует ее смысл однозначно: «Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого». Срок по статье суровый, до 20 лет, начиная от двенадцати. Дело подследственно ФСБ.

Но судья Уоркман вынес отказ в экстрадиции. Ладно бы  его честь ограничился формальным признаком - в 2003 году было принято решение о предоставлении политэмигранту политического убежища. Но судья дал еще и публичный комментарий, по смыслу просто издевательский.  Экстрадиция Березовского – дословно! -  "была бы длительным и бесполезным процессом, и это потребовало бы огромных расходов со стороны британских налогоплательщиков". Какая трогательная забота о   казне Ее Величества! Но ключевое, несомненно, слово  - «бесполезный». То есть, Россию  как правовой субъект записали в «отказники»: «Вам отказано окончательно»?

См. также по теме сюжет о Борисе Березовском

Впечатление таково, что в коридорах королевского суда по-прежнему гуляют сквозняки Cold War. О каком же едином фронте противодействия международному терроризму может идти речь, когда  нафталинная «атлантическая солидарность»  все еще превыше международного права? Можно с сочувствием понять стареющую примадонну  британской сцены, которой до такой степени  застит глаза кавказская  стать  Закаева , что она не желает замечать крови, в которой у новоявленного главы «ичкерийского МИДа» руки по локоть. Боевикам ИРА Ванесса Редгрейв , надо думать, не отмеряет столько душевного тепла. Но как понять британских судей, которым человек с отстреленными Закаевым пальцами – не потерпевший и даже не свидетель преступлений полевого командира? 

Что же  говорить о сошках помельче  - из осколков  команды ЮКОСа ,  например, всевозможных Gololobov & Co., которые прячутся на Британских островах от российского закона… Им «политику» никак не пришьешь – уголовщина в чистом виде. Их  демонстративное привечание есть самое откровенное укрывательство. Кстати, этим дамам и господам будет небезынтересно узнать,  как красиво  их «обули» соратники по корпорации. Я как раз заканчиваю статью о том, как, сколько и кем разворовано денег, выделенных НК ЮКОС в 2005 году на юридическую защиту сотрудников в лондонской эмиграции. Причем ряд фигурантов территориально доступен для корпоративного выяснения отношений. Скучно не будет, обещаю. 

Одним словом старина Диккенс по-прежнему актуален.  Восток есть Восток, Запад есть Запад, и вместе им не сойтись. Сказано сие почти синхронно с   неким Марксом, что  на  квартирке в злачном  квартале Сохо выписывал призрака, который бродит по Европе.  Нет, одна надежда – на Израиль. Там неотвратимость возмездия государственная политика. Кстати, как там в Израиле?

Михаил Вознесенский

To be continued

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *