"Цивилизованный" сепаратизм. Шотландия разводится с Англией?

Больше 300 лет существует англо-шотландская уния (союз). Это вроде бы свидетельствует о незыблемости Великобритании как единого государства. Но по тому, как идут политические процессы в Шотландии, очевидно, что идея отделения от Англии становится реальной. По итогам выборов в шотландский парламент 2007 г. самой большой фракцией в нем стала Шотландская национальная партия , чья программная цель — независимое государство.

Читайте: Уэльс: обуза, о независимости которой мечтают англичане .

Но захотят ли шотландцы развода с Англией - неясно. Среди них пока лишь 30 процентов поддерживают такую идею, хотя 80 предпочитает не называть себя британцами. На референдуме 1997 г. за автономию проголосовал 71 процент шотландцев, и в 1999 г. она состоялась.

Шотландский сепаратизм не укладывается в привычную схему этнических национализмов. У страны никогда не было ностальгии по собственной утраченной государственности . Ее объединение с Англией продиктовано воцарением с 1603 г. шотландских Стюартов.

В 1707 г. произошло объединение парламентов, и эта дата считается рождением «настоящей» унии. При этом шотландские депутаты были обширно представлены в Лондоне.

Шотландскую нацию никто не подавлял. Страна всегда сохраняла независимую судебную, школьную и церковную организацию. Правда, свой язык забыт. Теперь при разговорах о независимости никто не заикается о возрождении языка. Пример Ирландии, где националисты требовали возродить свой язык, показывает, что это бесполезно. На кельтском языке ирландцы не заговорили.

Культивирование символов шотландской самобытности столкнулось с трудностями. Оказалось, что многозначительной шотландской старины не было. Знаменитый шотландский килт был скроен в XIX веке. Национальное предание муссирует успехи эпохи просвещения, когда Эдинбург был одним из главных мозговых центров Европы.

"Цивилизованный" сепаратизм. Шотландия разводится с Англией?
Сам Адам Смит, крестный отец английского капитализма, жил и работал в Эдинбурге.

Англо-шотландские отношения не похожи на англо-ирландские. Ирландия была покорена силой. В истории Шотландии - ничего похожего. Ирландцам была навязана английская земельная аристократия. Шотландская же аристократия сохранилась и легко включилась в общебританскую машину управления. Ирландцы остались католиками. Шотландия была одним из главных очагов протестантизма. Кстати, большинство сторонников сохранения Северной Ирландии в составе Британии (юнионистов) - потомки шотландских переселенцев.

Экономические доводы в пользу независимости тоже не безусловны. Союз с Англией был Шотландии выгоден – ее производители имели свободный доступ на огромный рынок Британской империи. Глазго с его углем и верфями быстро стал одним из очагов промышленной революции XVII - XIX вв. Масса шотландцев много веков ездит на заработки в Англию, где работа находится для всех.

Читайте: Лондон сам разбудил лихо в Ольстере...

Сможет ли Шотландия развиваться более успешно, если станет независимой? На этот счет определенности нет. В 1999 г. начался процесс автономизации Шотландии, который в Британии называют «деволюцией». У Шотландии есть свой парламент, где поначалу доминировали лейбористы, но в 2007 г. вперед вышли националисты. Есть и правительство, глава которого именуется в отличие от премьер-министра «первый» министр.

Но парадокс состоит в том, что деволюция делает все более сомнительным присутствие депутатов от Шотландии в Лондоне. Англичане все чаще задают вопрос: почему законы, касающиеся Англии, решаются в британском парламенте при участии шотландцев, тогда как свои шотландские дела шотландцы улаживают в своем парламенте. Оказалось, что поводы для недовольства англо-шотландской унией есть уже у англичан, и шотландцы становятся им обузой.

Англо-шотландская ситуация интересна тем, что разрешение вопроса о шотландской независимости не имеет рокового значения ни для кого, кроме тех, чей доход напрямую зависит от исхода этого процесса. Опросы, проведённые в 2008 г. в Англии, дали удивительные результаты: большинство англичан не против отделения Шотландии. Это означает, что воевать за ее сохранение в составе Британии никто не будет.

Так что ситуация обратима в обе стороны – и в сторону сохранения Великобритании, и в сторону обретения Шотландией независимости.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить