Глава МИД Великобритании приезжал не только за Луговым...

В Москве 2 ноября побывал глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд. Он провёл переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым. Глава британской дипломатии не был в Москве уже пять лет, в чем адекватно отражалось ухудшение российско-британских связей. Потому данный визит многие расценили как начало "перезагрузки".

Действительно, отношения между Россией и Британией в последние годы переживали не лучшие времена. Одна из главных причин в том, что в Англии нашли убежище разыскиваемые российскими правоохранительными органами предприниматель Борис Березовский и эмиссар чеченских боевиков Ахмед Закаев.

В 2006 г. в британской столице от отравления полонием умер близкий к Березовскому бывший агент ФСБ Александр Литвиненко. Британские спецслужбы заподозрили в причастности к этому убийству другого бывшего сотрудника ФСБ (а ныне депутата Госдумы) Андрея Лугового и потребовали его выдачи.

Когда же Россия отказалась, справедливо сославшись за Конституцию, запрещающую выдачу своих граждан, в Лондоне разразилась истерика. Англичане отвергли возможность проведения суда в России и решили принять ряд мер против "несговорчивых русских".

Летом 2007 г. Британия прекратила переговоры об упрощении визового режима. Бизнесменам-соотечественникам было рекомендовано не вкладывать деньги в российские проекты. А премьер-министр Гордон Браун и глава МИД Дэвид Милибэнд в течение года демонстративно отказывались встречаться с нашим руководством.

Британцы также выразили крайнее недовольство требованием привести деятельность российских отделений Британского совета в соответствии с законодательством РФ.

Англичане категорически отвергали выставленные этой общественной организации налоговые претензии. В результате в начале 2008 г. пришлось закрыть почти все отделения Совета, кроме главного офиса в Москве.

В середине прошлого года контакты возобновились, но спорные вопросы никуда не делись. Россия осудила признание Британией "независимости" Косово, а англичане были в числе самых ярых критиков российских действий в ходе войны в Южной Осетии.

В этом году наметилось потепление отношений. Так, Дмитрий Медведев и Гордон Браун провели в Лондоне переговоры в рамках встречи "Большой двадцатки", а затем – на саммите "Большой восьмёрки" в Италии. Активизировались и контакты на уровне МИДов. И визит Милибэнда стал своего рода началом "перезагрузки".

"С удовлетворением можно констатировать, что в последнее время в российско-британских отношениях наметилась позитивная динамика, активизировались политические контакты. Надеемся, что визит Милибэнда позволит закрепить эти тенденции", - отметил 1 ноября официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко.

В ходе переговоров главы МИД двух стран приняли совместное заявление по ядерному разоружению. В нём стороны выступили за всеобщий мораторий на ядерные испытания и начало переговоров по Договору о запрещении производства расщепляющих материалов для создания ядерного оружия.

Совместное заявление было принято и по ситуации в Афганистане.

"Международное сообщество должно продолжить оказывать Афганистану и афганскому народу скоординированную поддержку, - говорится в документе. - Мы выражаем общую заинтересованность в завершении избирательных процедур в Афганистане в соответствии с правовыми нормами этой страны".

Кроме того, Милибэнд положительно высказался об идее Дмитрия Медведева по заключению нового договора о европейской безопасности. До сих пор ничего подобного из Лондона не звучало. Это также можно расценивать как свидетельство готовности англичан прислушиваться к России.

Но по проблеме возобновления работы Британского совета достичь согласия не удалось. Англичане по-прежнему не собираются выдавать России Березовского и Закаева.

По "делу Лугового" вопрос также продолжает оставаться в подвешенном состоянии. Связанные с этим разногласия дали о себе знать и на совместной пресс-конференции двух министров.

"Российской стороне был предоставлен значительный объем информации. У меня есть основания полагать, что работа спецслужб была проведена полностью, были задействованы все необходимые механизмы международного сотрудничества", - сказал Милибэнд.

"По моим данным, материалы, которые необходимы для того, чтобы мы провели в соответствии с нашим законом разбирательство в России, пока в полном объеме не предоставлены.

У прокуроров есть свои критерии, правила, и британским коллегам известно о том, какие материалы необходимы для того, чтобы процесс был начат в РФ", - ответил коллеге Лавров.

В целом же, кажется, "перезагрузка" российско-британских отношений близка. "Наши позиции различны, но это не мешают нашему сотрудничеству. Мы будем принципиально сотрудничать", - подвёл итог визиту Милибэнд.

Своей оценкой визита британского министра в Москву поделилась с "Правдой.Ру" политолог, руководитель Аналитического департамента фонда "Центр политических технологий" Татьяна Становая.

- Термин "перезагрузка" сегодня употребляется направо и налево, когда речь идёт об отношениях России с теми странами, с которыми существуют огромные проблемы.

С одной стороны, это дань моде. Но, с другой, свой резон в этом есть. Ведь наметившееся улучшение отношений России и США влияет и на отношения РФ с другими государствами. В том числе и с Британией – ближайшей союзницей американцев.

В российско-британских отношениях есть много раздражителей: "дело Литвиненко", Британский совет, постоянное недовольство англичан состоянием демократии в России. Никуда эти темы в ближайшее время не денутся. Но они не должны привести к новому витку конфронтации. На это не настроены ни в Москве, ни в Лондоне.

В целом же визит скорее имел "пристрелочный" характер. После него должно начаться формирование позитивной повестки дня, поиск точек соприкосновения. И в целом отношения России и Великобритании должны улучшаться. Пусть до огромных прорывов дело дойдёт и не скоро.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить