Власти Варшавы намерены перенести памятник советско-польскому братству по оружию

Польша: завидуют живым, мстят мертвым?

В одной из крупнейших польских ежедневных газет либерально-консервативного толка "Речь Посполитая" (Rzeczpospolita) была опубликована статья, посвященная памятникам советским воинам Второй мировой в Польше. У материала красноречивый заголовок, из которого, даже не читая текст, можно понять, каково отношение поляков к "реликтам советской эпохи".

Приведем выдержку из этой статьи (перевод с польского опубликован на сайте inoСМИ): "Основные баталии в столице разворачиваются вокруг памятника Советско-польскому братству по оружию (который называют "четверо спящих"). Несколько десятилетий он стоял на пересечении аллеи Солидарности и улицы Таргова в районе Прага. Два года назад памятник был демонтирован в связи со строительством второй линии варшавского метро. Сейчас он находится на реставрации, но вернется ли он на прежнее место или будет перемещен на Кладбище советских солдат, остается неясным.

Часть жителей, городских депутатов и патриотические организации выступают против возврата памятника, однако окончательное решение примет городской совет, который ранее планировал, что "четверо спящих" останутся в Праге (исторический район польской столицы). Недавно появилась идея поставить на их месте монумент в честь героя Польского подпольного государства ротмистра Витольда Пилецкого (Witold Pilecki). Хорошо ли это предложение? Скорее нет, хотя бы потому, что против может выступить семья ротмистра. С идеей возведения памятника Пилецкому носится и организация "Молодежь для Польши", и портал Red is Bad, а столичные власти обещали оказать инициативе финансовую поддержку".

Читайте также: "Мы предали дедов, защищавших Родину"

Судя по выдержанному тону статьи, поляки вовсе не осквернители памятников. Поскольку "охрану советских памятников обеспечивает двусторонний международный договор с Россией от 1994 года, который блокирует возможность избавиться от нежелательных монументов", а с другой — "закон от 1933 года, в котором говорится о юридической защите и ответственности польского государства в отношении любых военных могил вне зависимости от национальности захороненных солдат".

В нынешней Польше захоронения советских солдат не вызывают негативной реакции в обществе, уверяет нас автор статьи, неприемлемы лишь напоминания о коммунистическом прошлом. И даже "протесты против памятников не всегда заканчиваются их осквернением. 15 августа колонны монумента Благодарности Красной Армии в Ольштыне были завернуты в бело-красный флаг, а одноименный монумент в Скарышевском парке в Варшаве был накрыт темной пленкой. Демонстранты держали в руках большой транспарант, на котором был изображен знак свастики, соединенный знаком равенства с серпом и молотом".

И вот на поверхности оказались "ослиные уши" застарелой вражды. Вовсе не потому, что газета издается издательским домом Presspublica, 51 процент акций которого принадлежат основанному британским финансистом Дэвидом Монтгомери (David Montgomery) медиа-концерну Mecom Group. В скобках заметим, что оставшимися 49 процентами владеет польское министерство финансов.

Некоторую часть поляков раздражает имперское прошлое России в любом виде — вот причина нелюбви к русским и их памятникам. "Реликты" царского самодержавия раздражали бы определенную часть польского общества не меньше, чем более поздние советские. Еще в известном стихотворении Пушкина "Клеветникам России" говорится о том, что русские своею "кровью искупили Европы вольность, честь и мир", но все равно братья-славяне "ненавидят нас". Потому, "что на развалинах пылающей Москвы мы не признали наглой воли того, под кем дрожали" сами поляки. К упомянутому поэтом эпизоду нашей совместной истории добавилось множество штрихов, нарисованных музой Клио в ХХ столетии.

Читайте также: А был ли подвиг женщин Дади-Юрта?

Пусть поляки демонтируют памятники советским воинам! По крайне мере, это лучше, чем облитые красной краской монументы. Они раздражают вас, паны, — долой их! Но как вы жалки в своих потугах перечеркнуть историю! К непримиримости католиков к православным, сюда добавилась зависть из-за неспособности создать великое государство. Некогда могучая Речь Посполитая грозила самому существованию Московской державы, а последний из Рюриковичей, царь Василий Шуйский кончил дни свои в польском плену. Но этот апогей польской государственности стал началом конца. Московиты пошли вверх, поляки — по нисходящей. Одни три раздела Польши во второй половине XVIII века чего стоят!

А в новейшей истории поляки имеют все основания, чтобы завидовать гражданам России, которые, несмотря на удушающие реформы а-ля Бальцерович, гораздо состоятельнее поляков и не работают дворниками и собирателями пивных банок в сытой Европе. Как следствие давних и свежих обид, польские националисты бесятся, но сделать ничего не могут, кроме выражения своего отрицательного отношения к живым русским и мертвым памятникам. Вот только почему в некогда поверженной Германии могут стоять памятники советским воинам-освободителям, а в освобожденной Польше — нет?

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *