Предавали ли русские поляков во время Варшавского восстания

1 августа 1944 г. началось Варшавское восстание против гитлеровских оккупантов. Это событие в очередной раз заставляет поговорить об отношениях России и Польши, поскольку оно служит ещё одним поводом для упрёков в адрес Москвы. Ситуацию для "Правды.Ру" комментирует известный польский профессор Ягеллонского университета Иоахим Дец.

В связи с очередной годовщиной Варшавского восстания в огород России снова летят камни. Кое-кто использует этот повод, чтобы обвинить русских в том, что они-де не помогли восставшим полякам, которых уничтожали немцы. Так, известный польский историк Владислав Бартошевский заявляет о том, что если бы в августе 1944 г. Красная армия продолжила наступление, то были бы спасены жизни не только варшавским повстанцам, но и почти полумиллиону узников Освенцима.

По его мнению, этого не было сделано специально. Якобы замысел Советов состоял в том, что Польша вообще и Варшава в частности должны были быть наказаны руками гитлеровцев за неуступчивость по отношению к Сталину.

Что же произошло в августе–октябре 1944 г. и кто же в действительности виноват в кровавых итогах Варшавского восстания, организованного находившимся в Лондоне польским эмигрантским правительством?

Для этого необходимо обратиться к более ранним событиям. Напомним, что в 1942 г. была создана Польская Рабочая партия (ПРП). В феврале 1943 г. она потребовала от лондонского эмигрантского польского правительства своего официального признания и введения своих представителей в руководство подчинявшейся ему Армии Краевой. Лондонское правительство согласилось, но с условием, что ПРП откажется от советской поддержки и приступит к борьбе "с любым захватчиком", иными словами, не только с нацистами, но и с Красной армией. Для находившихся на иждивении компартии СССР польских коммунистов это было невыполнимо физически.

Иными словами, никто не хотел уступать. В ночь с 31 декабря 1943 г. на 1 января 1944 г., когда советская армия приближалась к польским границам, польские коммунисты фактически начали гражданскую войну против Армии Крайовой, объявив о создании независимого от Лондонского эмигрантского правительства органа управления – Краевой Рады Народовой. Они тут же заявили о том, что политика "эмигрантов противоречит национальным интересам Польши" и потому те не могут "выступать от имени польского народа". Таким образом, созданием собственного правительства польские коммунисты бросили "лондонцам" открытый вызов. Кроме того, для подкрепления своих слов коммунисты предусмотрительно создали собственные вооружённые силы, всецело зависимые от Красной армии – Армию Людову.

В июле 1944 г. в Лондоне стали получать сведения о том, что советские войска, занимая восточную Польшу, тут же арестовывают представителей Армии Крайовы, несмотря на то, что они активно  помогали им в боевых операциях по плану "Буря". Например, несмотря на подобную помощь при освобождении того же Вильнюса шесть тысяч солдат и офицеров Армии Крайовой пополнили ГУЛАГ.

Несмотря на это, Лондонское правительство пошло на восстание, заведомо зная, что с его участниками в случае успеха поступят также. Разумеется, надеяться в данном случае на Запад не приходилось: слишком далеко ещё были американцы и англичане от Варшавы, чтобы оказать ей действенную помощь.

В Польше до сих пор многие упрекают "русских" за то, что они стояли на другом берегу и "со злорадством" взирали на то, как нацисты уничтожают Варшаву и её обитателей. Почему же Сталин и Жуков проявили столь "преступное спокойствие?" Напомним, что 22–23 июня 1944 г. советская армия начала операцию по очищению от немцев Беларуси. И к августу того же года она подошла к тому городу, где 24 года назад испытала унизительное поражение от тех, кого вдруг неожиданно потребовалось выручать.

Впрочем, были ли возможности для оказания помощи восставшим? Дело в том, что, несмотря на успешное наступление в Беларуси, советские войска понесли большие потери, были сильно измотаны, нуждались в отдыхе и пополнении. И в таких условиях форсировать наличными силами столь труднопреодолимую преграду как полноводная, широкая и глубокая Висла было бы очень опрометчиво: стянутая к Варшаве ударная группировка войск СС вполне была способна повторить "март 1943 г. под Харьковом", когда не остановившаяся вовремя Красная армия, окрылённая Сталинградским успехом, была наголову разгромлена немцами.

И если бы советское руководство пожертвовало бы жизнями своих солдат во имя узколобой затеи кучки эмигрантов, то теперь польские историки бы лили бы грязь на наших бойцов, которые "оказались неспособны" выручить варшавян. В пользу того, что у Жукова просто не было сил для того, чтобы помочь Варшаве, служит тот факт, что она была взята советскими войсками лишь через три с лишним месяца после подавления восстания, когда удалось сосредоточить ударный кулак для проведения наступательной операции. 

Еще один из упрёков заключается в том, что Сталин и Жуков якобы запрещали авиации Союзников использовать советские аэродромы для оказания восставшим помощи с воздуха. Это действительно так. Эффективность рейдов союзнической авиации из-за беспосадочных перелётов была невысокой, поскольку она должна была иметь запасы горючего на обратную дорогу. Однако они могли оказать куда более эффективную поддержку, чем они это делали. Что мешало тем же американцам и англичанам начать сбрасывать грузы для повстанцев не с середины сентября, когда судьба восстания уже была решена, а с самого начала?

Отвечая на упрёки в том, что советское командование не пускает к себе самолёты американцев и англичан, Молотов обращал внимание на то, что "поскольку в районе Варшавы идут непрерывные бои, в том числе и в воздухе, непредусмотренное появление на этом фронте самолетов, не принадлежащих к советским ВВС, может вызвать печальное недоразумение". Отговорка слабая, но где гарантия, что узнавшие о таких "челночных" рейдах немцы не могли пойти на соответствующую провокацию, чтобы ударить по нашей армии под видом тех же американцев и англичан?

Находясь в Музее Варшавского национального восстания, не устаёшь удивляться мужеству людей, геройски дравшихся против оккупантов, не имея ни малейшего шанса на успех. И тут же задаёшься вопросом: как можно было быть столь жестокими к собственному народу и обречь его на такие испытания, заведомо зная о том, что итог будет печальным хотя бы потому, что у повстанцев почти не было оружия?

В своём комментарии "Правде.Ру" известный польский профессор из Ягеллонского университета Иоахим Дец заявил: "Я считаю не совсем справедливым утверждение, что русские не помогали восставшим. Не помогал им сталинский режим, что было его намеренной политикой. То, что у нас пишется в данном случае, относится не к русскому народу, а к сталинскому режиму. Однако многих в Польше удивляет то, что в самой России не всегда понимают то, что в первую очередь он уничтожил больше всего самих русских. Что касается самого Варшавского восстания, то нам легко его обсуждать сегодня. Обстоятельства действий были разными.

Сталину в любом случае было невыгодно переходить Вислу: в противном случае у него был бы невыгодный партнёр для послевоенного переустройства. Кроме того, это было очень тяжело и технически: немцы были очень хорошо подготовлены, а Союзники были очень далеко. Правда, на другом берегу стояли в том числе и польские войска, сражавшиеся в составе советской армии. Некоторые из их частей пытались перейти Вислу, но не смогли. Другим это запретили делать.

Но в любом случае, я считаю Варшавское восстание страшной ошибкой. Условия борьбы в Варшаве были очень трудными. Цели в данном случае представляются не особенно важными. С военной точки зрения это была вообще игра с никакими целями".

2 октября 1944 года, после 63 дней упорных боёв, повстанцы капитулировали. В ответ на упрёки Союзников "в неоказании помощи" полякам, от Молотова был получен такой ответ: "За варшавскую авантюру, предпринятую без ведома советского командования и в нарушение его оперативных планов, несут ответственность деятели польского эмигрантского правительства в Лондоне... Никто не сможет упрекнуть Советское правительство, что оно оказывает недостаточную помощь польскому народу. Наиболее действенной формой помощи являются активные военные действия советских войск против немецких оккупантов в Польше... Что касается Вашей попытки сделать Советское правительство ответственным за жертвы варшавцев, то оно не может это рассматривать иначе, как желание свалить ответственность с больной головы на здоровую. Если бы Британское правительство приняло меры к тому, чтобы советское командование было своевременно предупреждено о намеченном восстании в Варшаве, то дела приняли бы другой оборот".

И сразу вспоминаются строки, посвящённые другому историческому событию и в другой стране: "И тот, кто послал нас на подвиг ужасный – без сердца в железной груди"… Итог – 198 тысяч убитых варшавян (из которых лишь 18 тысяч были повстанцами), 500 тысяч сосланных в концлагеря, уничтоженная столица Польши.

В Лондоне приняли одно из последних радиосообщений из Варшавы такого содержания: "С нами обошлись хуже, чем с сателлитами Гитлера: Италией, Румынией и Финляндией. Боже праведный, будь судьей той страшной обиды, которую претерпел народ польский, и пошли заслуженную кару всем, кто в этом виновен. Твои герои – это солдаты, единственным оружием которых против танков, самолетов и артиллерии были пистолеты и бутылки с бензином. Твои герои – это женщины, которые под градом пуль перевязывали раненых и приносили донесения, готовили в подвалах разрушенных домов еду для детей и взрослых, несли утешение умирающим".

Несомненно, что Иосиф Сталин является одним из величайших тиранов мировой истории. Однако 22 августа 1944 г. в своём послании премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю и президенту США Франклину Рузвельту он написал слова, против которых невозможно что-то возразить: "Рано или поздно правда о кучке преступников, затеявших ради захвата власти варшавскую авантюру, станет всем известна. Эти люди использовали доверчивость варшавян, бросив многих почти безоружных людей на немецкие пушки, танки и авиацию". Конечно, с "преступниками" Сталин явно "перегнул", но почему ради игры лондонских эмигрантов СССР должен был пожертвовать тысячами своих сыновей в дополнение к тем 600 тысячам павших за свободу польского народа?

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить