Ирландская политическая аномалия

Премьер-министр тяжело пострадавшей от кризиса Ирландии Брайан Коуэн решил покинуть политику. Таким образом он расплачивается за неспособность справиться с экономическими неурядицами, а также за свои, мягко говоря, экстравагантные выходки.

Коуэн явно заранее готовился к отставке. Еще в середине января он покинул пост руководителя правящей партии "Фианна фойл". Теперь же сложил с себя полномочия премьер-министра и вообще решил завязать с политикой. "Я занимал самую высокую должность в стране на протяжении самого трудного этапа в ее истории за последние восемьдесят лет", — сказал Коуэн в прощальном слове.

Ожидается, что уже сегодня будет объявлено о проведении 25 февраля досрочных парламентских выборов. Шансов на победу у соратников Коуэна практически нет. Согласно опросам, "Фианна фейл" пользуется поддержкой только 16 процентов избирателей, в то время как конкуренты из "Фине гэл" и Лейбористской партии — 33 и 23 процентов соответственно. То, что рейтинг партии так просел, объясняется тем, что Коуэн оказался у власти в ненужное время в ненужном месте.

Этот политик пришел во власть в мае 2008 года. К этому моменту экономика Ирландии была самой быстрорастущей в Европе. Она увеличивалась на девять процентов в год. С середины девяностых годов в стране продолжался инвестиционный бум. Однако едва Коуэн возглавил правительство, грянул мировой кризис. Вряд ли в том, что произошло с Ирландией, виноват именно он. Но расхлебывать просчеты предшественников пришлось именно ему.

Читайте также: Кризис загнал Ирландию в сети "федеративной Европы"

Обратной стороной инвестиционного бума оказалось то, что значительная часть ирландской экономики попала в руки иностранцев. Своего мощного высокотехнологичного производства в стране так и не появилось, а на одних зарубежных инвестициях долго не протянешь. Деньги огромными потоками начали уходить за границу, и в результате перед страной на рубеже 2008—2009 годов замаячил призрак дефолта.

До кризиса в Ирландию, население которой не дотягивает даже до четырех миллионов, ехали сотни тысяч гастарбайтеров из Восточной Европы, особенно из Литвы и Латвии. Теперь же десятки тысяч собственных граждан остались без работы, а прибалтийским гастарбайтерам пришлось возвращаться домой. Что-то надо было делать и с ипотечными кредитами, сумма которых в 11 (!) раз превысила ВВП страны.

Фото: AP

Только в 2008 году цены на недвижимость в стране упали на 37 процентов. В дальнейшем спад удалось приостановить, однако падение в прошлом году все равно составило десять процентов. Правительству пришлось в срочном порядке выкупать у банков кредиты на недвижимость на сумму в 90 миллиардов евро.

Дефицит бюджета в 2009 году составил 9,5 процента — рекорд для стран Западной Европы, который спустя год был побит только Грецией. В поисках средств спасения премьер Брайан Коуэн начал повышать налоги на прибыль, сигареты, бензин. Ради экономии ему даже пришлось в полтора раза сократить число членов правительства. Ничего не помогло — кошельки ирландцев пустели, рейтинг кабинетападал.

Как и греки, ирландцы обратились за помощью к Евросоюзу. И здесь им пришлось пойти на политическую уступку. Дело в том, что в июне 2008 года Ирландия на референдуме отвергла основополагающий документ ЕС — Лиссабонский договор. Опьяненные инвестиционным бумом, гордые кельты не хотели, чтобы Брюссель диктовал им условия. Но кризис все изменил. На референдуме осенью 2009 года Лиссабонский договор был одобрен. Пришлось наступить на горло национальной гордости.

В 2010 году основное внимание Европы было привлечено к Греции. Но и положение Ирландии оставалось тяжелым — дефицит бюджета составил двузначную цифру. Премьер Коуэн долгое время говорил о том, что его стране не придется обращаться к Евросоюзу и Международному валютному фонду (МВФ) за финансовой помощью. Однако в ноябре это все-таки сделать пришлось. Ирландия получила спасительные 85 миллиардов евро, но на жестких условиях.

Кельтам пришлось согласиться на сокращение дефицита бюджета примерно на 15 миллиардов долларов и повысить налоги. Согласно правилам зоны евро, дефицит бюджета не может превышать трех процентов. Ожидается, что этого показателя удастся достичь к 2014 году. Но сэкономить придется изрядно.

Оснований для падения рейтинга Коуэна было и так достаточно. Неспособности справиться с кризисом и невозможности противостоять принятию Лиссабонского договора, вызывавшего неприятие многих ирландцев, вполне достаточно для отставки, тем более что заметных успехов у него вообще не было. Однако премьер умудрился дополнительно подмочить свою репутацию.

Минувшей осенью после пышного приема, устроенного его однопартийцами, Коуэн отправился на радиоинтервью. Его речь была нечленораздельной, в смысл произносимых им слов слушатели долго не могли вникнуть. По стране немедленно поползли слухи о том, что премьер был сильно пьян. "Он был в каком-то промежуточном состоянии между опьянением и похмельем и был абсолютно безучастным", — прокомментировал ситуацию один из местных оппозиционеров.

"Это смешно. Это чистая ложь!" — оправдывался Коуэн. Однако внутри партии началось расследование. В результате премьер сначала расстался с постом руководителя "Фианна фейл", а вот теперь и с премьерским креслом. Вероятно, правление Брайана Коуэна станет одним из самых неудачных не только в истории Ирландии, но и всего Евросоюза. Политику просто нечего занести себе в актив. Что же произошло с главой кабинета в день эфира, остается только гадать.

Вероятно, "изумрудный остров" отличается способностью к рождению легенд. В древности здесь родилась история о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Теперь же это, скорее, не легенды, а политические аномалии. В 1994 году в Шеннонском аэропорту президент России Борис Ельцин не вышел из самолета к встречавшему его премьеру Альберту Рейнольдсу. Что произошло там — такая же загадка, как и история с радиоинтервью готовящегося к уходу на политический покой Брайана Коуэна.

Что-то странное творится на земле гордых кельтов в последнее время…

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *