МАК оправдывает смоленских диспетчеров

Итоги расследования авиакатастрофы 10 апреля под Смоленском, в результате которой погибли 88 высокопоставленных представителей польского руководства, включая главу государства Леха Качиньского, "могут быть сокрушительными для польской стороны". Такое мнение высказал 20 октября секретарь Национального авиационного совета Польши Томаш Хыпки после передачи Варшаве отчета о расследовании обстоятельств крушения "Борта №1".

По словам замглавы МАК Олега Ермолова, "польская сторона имеет 60 дней для подготовки соответствующих комментариев. После завершения работы с комментариями… отчет… должен быть предан гласности".

Напомним, что этот документ подготовили сообща польские и российские эксперты из Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В своем заявлении Хыпки фактически признал, что "организация авиарейса в Смоленск была очень плохой".

По его утверждению, с выводами МАК будет трудно полемизировать, поскольку "отчет основывается на вполне достоверных данных". Вместе с тем, он отметил, что, несмотря на "плохую организацию", российская сторона дала на посадку "добро". Причем, по его словам, "это согласие было вынужденным и обусловлено политической ситуацией".

Напомним, что метеоусловия в районе Смоленска не позволяли принять борт и ему предлагали несколько других аэродромов для посадки. Однако высокопоставленные поляки, направлявшиеся для участия в памятной церемонии на месте расстрела НКВД тысяч пленных польских офицеров, отказались. При посадке самолет разбился.

В связи с этим как в самой Польше, так и России, кипели нешуточные страсти относительно того, кто виноват в случившемся. Кое-кто из польских блоггеров писал о том, что "трагедия в Катыни" повторилась не случайно. Причем некоторые высказывались куда откровеннее, говоря о том, что ответственность за случившееся несет российская сторона. Но были и другие мнения. Основываясь на данных расшифровки "черных ящиков", эксперты предположили, что "кто-то" указал пилотам непременно садиться в Смоленске.

И судя по заявлению Хыпки, результаты расследования говорят о полной непричастности к трагедии российской стороны. Однако примет ли подобные утверждения Варшава? На этот и другие вопросы "Правде.Ру" ответил эксперт, хорошо знающий Польшу, исполнительный директор Международного клуба "Открытый диалог" Григорий Амнуэль.

— Каково отношение в Польше к расследованию обстоятельств гибели "Борта №1"? Улягутся ли после появления отчета МАК кипящие страсти?

Фото: AP

— Общественное мнение в стране раскололось приблизительно пополам. Одна часть поляков считает, что произошедшая 10 апреля под Смоленском катастрофа — это трагическая случайность, которая одновременно привела к некоему "прорыву" в российско-польских отношениях и позволила разговаривать с Россией на предмет развития экономическихотношений.

Читайте также: Кто "давил" на экипаж Качиньского?

Другая часть с этим решительно не согласна. Она указывает на то, что при расследовании обстоятельств случившегося нарушено множество польских и международных законов, а следовательно, выводам комиссии доверять нельзя. Причем представители этой точки зрения считают, что рано или поздно правда о случившемся откроется.

Исходя из того, что половина Польши не согласна с мнением, что произошедшее — трагическая случайность, предположу: обсуждать произошедшее не перестанут еще очень долго.

— О каких именно нарушениях идет речь?

— Коснусь лишь самых вопиющих, с точки зрения поляков-скептиков. Во-первых, согласно международному законодательству об авиационных катастрофах, расследование обстоятельств произошедшего ведет та сторона, на территории которой имело место крушение. Однако это касается исключительно простых гражданских самолетов. "Борт №1" таковым не являлся, поскольку при крушении погибли десятки представителей руководства Польши, включая президента, высших военных и т.д.

Поэтому, исходя из этого положения международного законодательства, расследование должна была вести не Россия, а Польша.

Во-вторых, опять-таки исходя из действующих международных законов, Россия должна была передать все вещественные доказательства по этой трагедии, включая обломки лайнера, Польше. Этого до сих пор сделано не было.

И в-третьих, отчет об обстоятельствах гибели "Борта №1" был передан польской стороне лишь 20 октября. То есть спустя более полугода. Это также нарушает все мыслимые регламенты, необходимые для подробного расследования.

— А как в Польше относятся к утверждению, согласно которому в катастрофе могли быть виноваты представители польской стороны?

Кое-кто действительно высказывал подобные предположения, что, дескать, виноват экипаж самолета или "некие странные голоса в кабине пилотов". Но пока эти мнения ничем не подкреплены. Примечательно, что все летчики из "отряда №1", едва только услышали подобные предположения, сразу в знак протеста подали в отставку. Подобные суждения популярны среди определенной части российского общества. Кое-кто у нас традиционно пытается найти "стрелочника". Но это вообще-то уголовная традиция — списывать произошедшее на того, кого уже нет в живых.

— Некоторые польские блоггеры высказывали мнение о необходимости потребовать от России компенсацию за произошедшее. Выводы МАК не остудят этого намерения?

— Требовать какие-то компенсации за погибших родных — это бред. Никакие деньги их не заменят. Я лично ничего не слышал о таком намерении.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *