Новый турок-президент как угроза раскола Кипра

В непризнанной мировым сообществом Турецкой республике Северного Кипра (ТРСК) 18 апреля состоялись президентские выборы. Их победителем оказался премьер-министр Дервиш Эроглу. Такой результат может иметь далеко идущие последствия в вопросе мирного урегулирования на Кипре.

Согласно итогам голосования, за Эроглу, возглавляющего правящую партию Национального единства, проголосовали 50,4 процента избирателей. Действующего президента и лидера Турецкой республиканской партии Мехмета Али Талата поддержали 42,8 процента. Остальные жители северной части острова проголосовали против всех.

Главный вопрос, по которому расходились кандидаты, — способы сосуществования турецкой и греческой общин острова. Проигравший глава государства Талат отстаивал идею сохранение единой кипрской федерации с общим международным представительством. Правда, две части такой федерации должны представлять собой отдельные образования, имеющие равный статус.

Талат уверял, что только с помощью конструктивной линии на переговорах с греками-киприотами можно убедить мировое сообщество в добрых намерениях турецкой общины. Ещё в 2008 году он начал мирный диалог с президентом Кипра, лидером греческой общины острова Димитрисом Христофиасом. Который безоговорочно поддерживал на этих выборах проигравшего кандидата.

Что касается победителя выборов Эроглу, то он также настроен на переговоры с греческой общиной. Однако предметом диалога, по его мнению, может быть создание на острове не федерации, а конфедерации, и последующее образование двух независимых государств. Причем этот политики намеревается привлечь к будущим переговорам о статусе острова Турцию. В поддержку Эроглу высказывался первый президент ТРСК Рауф Денкташ, правивший Северным Кипром на протяжении более 20 лет.

Читайте: Кипр: "райский остров" тонет в противоречиях.

Отметим, что ситуация на Кипре остаётся взрывоопасной с 1960 года, когда остров получил независимость от Великобритании. Проблема заключалась в том, что один из самых красивых уголков Средиземноморья заселяют представители двух общин — греческой и турецкой. В настоящее время греки составляют порядка 75 процентов 800-тысячного населения острова, турки — около 20 процентов.

Фото: AP

После крупных столкновений, произошедших на острове в 1963 году, на Кипр были введены миротворческие силы ООН. Однако волна насилия не утихла. В 1974 года находившаяся у власти в Греции военная хунта свергла президента страны архиепископа Макариоса. Воспользовавшись ситуацией, Турция объявила о необходимости защитить проживающих на Кипре турок и ввела на остров свой воинский контингент. Под контролем турецкой армии оказался север Кипра, где процент турецкого населения был наиболее значительным.

В 1975 года там было провозглашено создание Турецкого федеративного государства Северного Кипра — пока ещё не объявившего независимость. Турецкая община настаивала на федерализации острова. Но греки отклонили такую идею. Их главным требованием стал вывод 35-тысячного турецкого воинского контингента. Разделение Кипра на два государства греческая община сочла неприемлемым.

Длившиеся много лет переговоры зашли в тупик. В результате турки-киприоты в 1983 году объявили о создании на территории, оккупированной Турцией, Турецкой республики Северного Кипра. Она заняла 36 процентов территории острова. Однако признала республику только сама Турция. Международное сообщество же считало единственным законным государством на острове греческую Республику Кипр. Турция, в свою очередь, отказалась устанавливать с греками-киприотами дипломатические отношения.

Райский остров, куда десятилетиями приезжали туристы, превратился за 36 лет в настоящую прифронтовую полосу. Для того чтобы между турками и греками не началось вооружённые столкновение, представители сил ООН прочертили "Зелёную линию", которую круглосуточно патрулируют миротворцы. Мрачным символом разделения Кипра стала стена в центре столицы страны Никосии, длиной в несколько километров. Внешне она очень напоминает Берлинскую. В остальных же районах две территории разделяют колючая проволока и минные поля.

Сложившееся положение вещей мешало в большей степени политике, а не экономике. И греческая, и турецкая части острова превратились в курорты мирового значения. Огромный доход приносят также созданные и там, и там оффшорные зоны. Греческий Кипр, отличающийся очень высоким уровнем жизни, ещё в 80-е гг. подал заявку на членство в Евросоюзе.

Тем временем шедшие под эгидой ООН переговоры не приносили никакого результата. Турки-киприоты требовали признания независимости или хотя бы широкой автономии, греки — вывода с острова Вооружённых сил Турции. В 2004 году генсек ООН Кофи Аннан предложил план создания на острове двухобщинного федеративного государства. На референдуме турки-киприоты план одобрили, греки — отвергли.

В 2004 году греческая Республика Кипр вошла в Евросоюз, и кипрская проблема приобрела новое звучание. От Турции, стучавшейся в двери ЕС, потребовали признать единственным законным представителем острова греческое правительство, а также открыть турецкие порты для кипрских судов и, что главное — отказаться от поддержки ТРСК. Анкара это сделать категорически отказалась, а в ответ Республика Кипр пригрозила блокировать вступление Турции в ЕС, пока та продолжает оккупировать северную часть острова.

В 2008 году при посредничестве ООН и ЕС переговоры между турецкой и греческой общинами острова возобновились, но никакого результата не дали. Теперь же, когда в Северном Кипре победил сторонник его отделения и узаконивания оккупации части острова армией Турции, диалог снова может оказаться под угрозой срыва. Ведь для греков-киприотов такая точка зрения неприемлема.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить