Варшавский договор стал адекватным ответом Западу

Сегодня многие склонны демонизировать Варшавский договор, утверждая, что он зловещей тенью нависал над «свободным миром». Однако в годовщину создания ОВД уместно вспомнить, что эта организация была единственным возможным ответом на агрессивные действия Вашингтона, который подстегнул «холодную войну», добившись принятия Западной Германии в НАТО. Союз, который возглавила Москва, позволял сохранить хрупкое равновесие в мире.  

14 мая 1955 год в Варшаве правительственные делегации восьми стран (СССР, Польши, Чехословакии, ГДР, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании) подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. В историю он вошел как Варшавский договор и просуществовал 35 лет.

Можно по-разному оценивать это событие. В изменившейся геополитической ситуации многие сегодня утверждают, что Советский Союз создал блок, который навис над «свободным миром», угрожая всему человечеству. Да и вспоминают о нем только в связи с событиями в Венгрии 1956 года или с Пражской весной 1968 года.

Таким образом, формируется отрицательный образ военно-политического блока, который, на самом деле, долгие годы обеспечивал баланс сил в Европе. Если рассматривать динамику формирования этого союза, то можно сделать вывод, что это была лишь ответная мера – вполне оправданная, необходимая и адекватная тому, что предпринимали Соединенные Штаты на протяжении послевоенных лет противостояния двух лагерей.

Поражение Германии и переустройство Европы породило геополитическое противостояние двух мировых лидеров. США имели атомную бомбу, СССР – мощнейшую армию, освободившую Европу и ставшую на границах западного мира. Каждая сторона гипотетически могла воспользоваться своим преимуществом.

Спусковым крючком к усилению противоречий стали слова Черчилля в его знаменитой фултонской речи, где он откровенно и с дальним прицелом заявил, что США, имея атомное оружие, могут диктовать миру свои условия. Цель британской дипломатии всегда одна – столкнуть лбами ведущие державы, получив при этом для себя максимальную выгоду. Это удалось.

Идея мирового господства на основе монопольного владения ядерным оружием  стала главной во всей практической политики Вашингтона. В сороковых годах Соединенные Штаты разработали десятки планов применения атомных бомб против СССР. Их отличало только количество ядерных зарядов и целей. В 1946 году на наши головы планировалось сбросить 20-30 бомб и уничтожить 20 городов, в 1949-м была намечена 3261 цель.

Вашингтон действовал в соответствии с доктриной «массированного возмездия», которая основана на неограниченном применении ядерного оружия в случае возникновения военного конфликта. Об этом времени в 1977 году вспомнил министр обороны США Браун: «В те дни далеко не каждому было ясно, что ядерное оружие не возбранялось пускать в ход и при отсутствии факта совершенного нападения». То есть, речь шла об упреждающем ударе.

Но кроме зарядов Вашингтону требовались европейские армии для наземных операций против соцлагеря. 4 апреля 1949 года 12 государств с целью «коллективной обороны от угрозы коммунистической агрессии» подписали Североатлантический договор, тем самым юридически оформив военно-политический блок против СССР.

Надо отметить, что ответный ход Москвы был оригинален. Советское правительство предложило США, Англии и Франции, как бывшим союзникам, рассмотреть возможность участия СССР в НАТО, чем вызвало полную растерянность Вашингтона. Действительно, а зачем тогда вообще эта организация?

И, чтобы еще больше накалить атмосферу на европейском континенте, США инициируют принятие в ряды Альянса Федеративной Республики Германии, откровенно провоцируя обострение ситуации в послевоенной Европе. Западная Германия получила возможность сформировать полумиллионную армию и оснастить ее современным оружием. С этого момента «холодная война» стала реальностью.

В этой ситуации действия стран соцлагеря были вполне оправданы. Ремилитаризация Германии и мощный вооруженный альянс требовал быстрых ответных мер. 14 мая 1955 года в Варшаве был подписан договор о создании Объединенных вооруженных сил и Объединенного командования.

Две мощные группировки встали друг против друга. Две силы, способные привести к взаимному уничтожению, стали гарантами хрупкого мира.

К распаду Варшавского договора не было объективных причин. Его ликвидация стала, очевидно, результатом догматизма, косности или недальновидности руководства СССР, которое не только не могло понять внутренних процессов, происходящих в своей стране и Восточной Европе, но и напрямую способствовало развитию кризисных процессов в соцлагере, приведшей к уничтожению системы коллективной безопасности Восточного блока.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *