«Газ способен менять ход истории»

Российско-украинская «газовая война» завершилась, однако обсуждение её причин и последствий продолжается далеко за пределами двух стран. Политологи и журналисты в Европе и Северной Америке в один голос говорят о том, что вопрос о поставках и транзите газа давно вышел за рамки российско-украинских отношений и может иметь далеко идущие последствия для всей Европы. Также отмечается, что вопрос о транспортировке энергоносителей давно вышел за рамки экономики и стал политическим.

Особенно сильно газовый кризис затронул страны Центральной Европы, которые в наибольшей степени зависят от поставок российского газа по украинским газопроводам. В связи с этим «Правда.Ру» предлагает вашему вниманию небольшой обзор реакции центральноевропейской прессы  на российско-украинский спор.

«Млада фронта ДНЕС», Чехия: "Нефть и газ способны менять ход истории"

Поворот Украины на Запад изменил карту Европы, и Киев должен за это платить. Россия показала, что в вопросах поставок газа она шутить не будет. Однако можно столкнуться и таким мнением, что Украине «газовая война» пришлась очень кстати, поскольку страну ждут выборы. Теперь Ющенко будет набирать очки и говорить: «Видите, Россия нас обдирает. Мы должны от неё ещё больше отдалиться».

Теперь понятно, что и Россия извлекла свои дивиденды. Кризис со всей остротой показал, что с ней не стоит шутить. «Если будет надо, мы будем использовать нефте- и газопроводы как инструмент давления», - считают в России. Это то последствие, которое будет иметь большое значение во всех политических играх, и Чехии необходимо это учитывать. Это, впрочем, не означает, что поставки газа из России в будущем находятся под угрозой. Россия слишком зависит от поставок на запад своих энергоресурсов, и ей необходимо подтверждать то, что она является надёжным поставщиком энергоресурсов.

Как говорится в справке американских экспертов, 25% газа, получаемого Европой, поступает и России, и потому «Газпром» является инструментом российской внешней политики. Отметим, что многие политологи спекулируют на том, чем займётся Путин после президентских выборов 2008 года, и чаще других ему пророчат должность главы «Газпрома».

Такие разговоры усилились после того, как экс-канцлер Германии Герхард Шрёдер возглавил компанию-оператора Северо-Европейского газопровода. Последний строится для того, чтобы ещё увеличить долю Москвы на энергетическом рынке Европы. Кроме того, такие «ненадёжные» страны, как Украина и Польша, будут отсечены от транзита газа. Таким образом, зависимость Европы от российского газа ещё возрастёт.

Что же вытекает из этой истории с газом? Вкратце отметим, что история с российско-украинским газовым спором уляжется и исчезнет и поля зрения общественности. Тем не менее, борьба за стратегические энергоносители и маршруты их транспортировки будет продолжаться, за ней необходимо следить. Нефть и газ способны менять ход истории.

«Штандард», Aвстрия:  "И невозможное возможно"

После терактов в Мадриде и Лондоне в 2004 и 2005 году российско-украинский газовый конфликт продемонстрировал европейцам, насколько обманчива их безопасность. Это относится и к австрийцам, которые благодаря своему нейтралитету считают себя застрахованными от любых неприятностей.

Ветеран российских спецслужб Владимир Путин решил поразить одним ударом как минимум три цели. Первая - свести на нет унижение, испытанное в связи с «оранжевой революцией» на Украине, и накануне мартовских парламентских выборов укрепить тамошний пророссийский лагерь. Второе - предупредить другие страны СНГ о последствиях чрезмерно критического отношения к Москве. Наконец, третье -  продемонстрировать Европе её зависимость от огромной восточной империи. Достигнет ли он двух первых целей, покажет время. Возможна и резкая обратная реакция на однозначно имперское поведение Москвы, которое сопровождается более чем убедительными экономическими доводами.

Но что касается Европы, то, похоже, наступление на этом фронте принесло свои плоды. Испугавшись внезапного сокращения объемов поставляемого газа, ЕС сто раз подумает, прежде чем принимать в свои ряды Украину. Политические реалии вновь ставят на повестку дня вопрос о единой европейской стратегии в отношении России. Однако на деле её не существует. Договор о сотрудничестве между ЕС и Москвой – это лишь пелена, призванная скрыть данное обстоятельство. Нет никакой последовательной линии в отношении к авторитарным тенденциям во внутренней политике России и неоимпериалистическому поведению во внешней.

Понятно, что вступление России в ЕС не рассматривается даже в долгосрочной перспективе. Хотя бы причине огромной территории, не говоря уже о таких факторах, как культура и традиции. Однако как обстоят дела с членством в НАТО? Сам Путин говорил о такой возможности – в 2001 году, вскоре после террористических актов 11 сентября в США. Во время своего визита в Берлин он сказал, что у Запада нет больше оснований отказываться от переговоров по этому вопросу, сказал он во время своего визита в Берлин.

С тех пор отношения между Западом и Востоком снова охладели, и многие представители российской армии, спецслужб, а также дипломатического корпуса снова видят в НАТО любимый образ врага. Даже несмотря на то, что на самом деле расширение НАТО на Восток с включением в его состав трех прибалтийских республик, когда-то принадлежавших Советскому Союзу, усилило стабильность России. Принадлежность этих стран к альянсу, верному принципам демократии, повышает их стабильность и надежность. Это также относится к Украине и Грузии. И еще больше – к России.

Напрашивается подозрение, что именно по этой причине вступление Украины в НАТО с точки зрения уже упомянутых сил в Москве является краеугольным камнем отношений между Россией и Западом. Обвинения в адрес Запада, который якобы реализует свои планы по окружению России, призваны оправдать не только существование, но и распространение собственной системы власти. Официальным приглашением к вступлению в свои ряды НАТО могло бы внести смятение в этот лагерь и вынудить Путина раскрыть свои карты.

Разумеется, целью при этом является не краткосрочный тактический успех Запада, а честное стратегическое партнерство с равными правами и обязанностями. Практическая реализация данного плана – задача не из лёгких. Однако эффект, получаемый Европой и всем миром от политической стабилизации и стимула к экономическому развитию, оправдывает любые усилия.

Перевод Вадима Трухачева

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить