Россия не смогла защитить остающихся на севере Косова сербов

Может ли Россия спасти косовских сербов?

России не удается защитить остающихся на севере Косова сербов. На заседании 30 августа Совет Безопасности ООН так и не смог выработать единую позицию по обеспечению безопасности в этом отторгнутом у Белграда крае.

Россия предлагала СБ ООН принять официальное заявление, которое, по словам Чуркина, дало бы его сторонам "четкий и недвусмысленный сигнал о необходимости воздерживаться от использования односторонних и силовых действий и решать имеющиеся разногласия посредством диалога".

Однако российский проект торпедировали западные державы в лице США, Великобритании и Франции. Все дело в том, что сейчас Запад завершает юридическое оформление очередного этапа расчленения Сербии, чему мешает Россия. Напомним, что албанские власти Косова в 2008 году в одностороннем порядке провозгласили независимость от Белграда.

Сейчас дело за малым: остается легитимизировать новое "государство" через ООН. Для этого необходимы голоса 97 государств, и уже 94 голоса имеются. В последний месяц США и ЕС заручились поддержкой островных государств Карибского бассейна и ряда африканских стран из числа беднейших стран мира. Таким образом, остается найти еще трех желающих, и можно не сомневаться, что таковые найдутся.

Читайте также: Меркель хочет добить и расчленить Сербию

Впрочем, острота проблемы не исчерпывается только этим. На заседании СБ ООН 30 августа 2011 года специальный представитель России при СБ ООН Виталий Чуркин поднял очень неприятные для Запада вопросы: почему до сих пор ООН не начала расследование по поводу незаконной торговли органами сербов и на каком основании затягивается назначение нового специального представителя генсека международной организации в Косове?

Его поддержал постпред Колумбии в ООН Нестор Осорио, который заявил о "необходимости достичь прогресса в расследовании черной трансплантологии, в противном случае придется искать альтернативный способ это сделать".

Необходимо заметить, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) еще 25 января 2011 года приняла резолюцию по черной трансплантологии в Косове, призвав провести беспристрастное расследование всех обстоятельств дела. Интересно, что впервые в докладе ПАСЕ говорилось о причастности нынешнего косовского руководства к организации преступной группировки, специализирующейся на торговле людьми и человеческими органами. Однако Запад фактически препятствовал дальнейшей работе ООН в этом направлении.

Читайте также: Албанская бомба против южных славян

О причинах такого поведения можно судить по выступлению 30 августа на заседании СБ ООН министра иностранных дел Косова Энвера Ходжая, который заявил, что произошедшее 25 июля является актом "насилия со стороны Сербии на территории Косова". По его словам, в Косовском государстве не может быть параллельных структур власти и живущие здесь сербы должны полностью подчиняться Приштине, а "Сербия не имеет права финансировать полувоенизированные группировки на территории" края. Правда, когда Ходжай комментировал ситуацию с расследованием дела о черной трансплантологии, он допустил очень неудобную для Евросоюза оговорку. По его словам, в этом вопросе Косову "нечего скрывать и власти готовы сотрудничать с расследованием". Зато, судя по поведению Брюсселя, есть чего скрывать Западу вообще и ЕС в частности.

Напомним, что ситуация в северных районах Косова, где проживают около 200 тысяч сербов и цыган, резко обострилась 25 июля 2011 года, когда приштинские власти в нарушение международных договоренностей попытались установить контроль над административной границей с Сербией. Косовский премьер Хашим Тачи отдал личное приказание полицейским спецподразделениям занять КПП "Ярине" и "Брняк", чтобы не допустить неподконтрольного албанским властям ввоза грузов из Сербии. Для неалбанского населения края это означало конец. Ни сербы, ни цыгане не строят иллюзий относительно того, что их ожидает в случае ликвидации еще оставшихся автономных прав, как не скрывают этого и косовары.

Речь идет о выдавливании сербского и цыганского населения из северных районов Косова. Не случайно сербы, большинство с голыми руками, выступили на защиту КПП, связывающих их с Сербией. Они согнали к ним несколько десятков машин и единиц строительной техники, заблокировав дорогу. В результате последующих столкновений десятки человек получили ранения, один албанский полицейский погиб.

Читайте также: Косовская бомба взрывает юг Сербии

Не случайно эта тема была затронута на заседании СБ ООН 30 августа. Министр иностранных дел Сербии Вук Еремич задал очень неприятный для Евросоюза вопрос: "Почему миссия ЕС в области верховенства закона и правопорядка в Косове (которая была обязана соблюдать права обеих сторон) оставила без защиты сербов?"

 

Эту тему подхватил и постпред России при ООН Виталий Чуркин: "Провокационные действия косовско-албанских властей… дестабилизируют и без тогохрупкую обстановку, ведут к нагнетанию напряженности". И он тут же обвинил в этом Запад, сообщив, что для быстрой переброски косовских спецназовцев к сербским КПП НАТО предоставило вертолеты. Видимо, расчет строился на том, что косовары очень быстро установят здесь контроль, а сербам просто придется принять произошедшее как есть.

Впрочем, было бы ошибкой считать произошедшее в конце июля удачной концовкой. Как известно, указанные выше КПП взяли под свой контроль силы KFOR. В связи с этим Виталий Чуркин заявил: "Нас беспокоит объявление ими КПП "Ярине" и "Брняк" закрытой военной зоной с предоставлением военнослужащим права применения оружия на поражение".

Учитывая то, кто сейчас задействован в KFOR, понять обеспокоенность российского дипломата можно. Можно ли надеяться на то, что НАТО, осуществлявшее логистическое обеспечение захвата албанцами сербских КПП, станет защищать сербов? Гораздо актуальнее другой вопрос: когда они просто передадут контроль над "Ярине" и "Брняком"? Впрочем, судя по настроениям сербов, уже сейчас военнослужащие KFOR ревностно выполняют все пожелания приштинского руководства и делают все, чтобы обеспечить блокаду северных районов Косова и задушить их экономически.

Причем сейчас KFORовцы делают все для того, чтобы не дать сербам возможности вновь заблокировать дорогу. Например, они пытаются изъять у сербов тяжелую строительную технику.

Или другой момент. Как известно, с конца 2008 года ответственность за происходящее в крае взяла на себя Миссия ЕС в области верховенства закона и правопорядка в Косове (EULEX). На нее-то и обрушился Виталий Чуркин, обвинив ее в нарушении заявленного нейтрального статуса и "откровенном попустительстве приштинским властям". Он напомнил о том, что ее нейтралитет по отношению к сторонам конфликта был гарантирован генсеком ООН. В противном случае она не могла здесь работать.

По сути, Чуркин связал это с тем, что секретариат ООН затягивает назначение в Косово главы Миссии ООН. Впрочем, это неудивительно. Евросоюз вовсе не заинтересован в том, чтобы кто-то мешался под ногами при додавливании Сербии.

Таким образом, озвученная на заседании СБ ООН позиция косоваров не оставляет иллюзий относительно дальнейших событий в крае. Это отчетливо понимают косовские сербы, которые призывают Белград отстаивать национальные сербские интересы и клеймят "ультиматумы" Запада. Соответствующую декларацию приняли 30 августа представители сербских общин Косова.

В частности, они настаивают на том, что на основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН Сербия обязана потребовать от этого органа возвращения своих сил безопасности в Косово. Однако это иллюзии. После поражения 1999 года Сербия просто не имеет права держать здесь ни армию, ни полицию.

Говоря об ультиматуме Запада, косовские сербы имеют в виду заявления германского канцлера Ангелы Меркель, сделанные 23 августа 2011 года во время визита в Белград. Тогда она потребовала распустить сербские органы власти в Косове, связав решение этого вопроса с возможностью интеграции Сербии в Евросоюз.

Сербские политики резко раскритиковали этот ультиматум, поскольку представитель ЕС, который на словах так печется о соблюдении демократии, на деле потребовала полностью ликвидировать автономию сербов в крае и отдать их на милость тех, кто уже делал бизнес на продаже в западные страны людей на органы.

Но и это еще не все. Меркель ясно заявила президенту Тадичу, что без признания Белградом факта отторжения этого сербского края вступление Сербии в ЕС будет невозможно. По сути, сейчас ситуация находится в тупике. И хотя Тадич исключил возможность предательства сербских интересов и заявил о том, что признания не будет, деваться ему некуда.

Выдача на расправу в Гаагу Младича и Хаджича не могла удовлетворить Запад, который намерен решительно перекроить карту на Балканах и еще больше ослабить Сербию. Благо, сейчас, учитывая события в Ливии и обострение в Сирии, для этого складывается удобная обстановка. Однако позиция Тадича не должна никого обманывать. До окончания его президентства остаются считанные месяцы, и идти на поклон к Западу придется уже его преемнику.

Альтернатив у Белграда немного: только признание. В противном случае против Сербии вновь будет применена сила. Сопротивляться уничтожению Сербского государства Белград попросту не может. Немногие наивные уповают на Россию. Но если уж она не защитила сербов в 1999 году, то достаточно сомнительно, что она захочет это делать сейчас.

Дело в том, что во многом мы сами создали столь острую ситуацию вокруг Косова. Как известно, до конца 2008 года за безопасность в Косове отвечала Миссия ООН (UNMIK). Для чего было России соглашаться на передачу этих функций EULEX? И почему мы вывели оттуда свой контингент, обладая которым Россия могла реально влиять на ситуацию?

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить