Белград спасает Европу от шквала сепаратизма

Празднование дня независимости Сербии совпало по времени с парламентским голосованием по вопросу о суверенитете Косово. Депутаты Скупщины отказались признать независимость края. Косово – не только колыбель сербской государственности, но и место расположения многих православных святынь. На Западе, похоже, не понимают, что если официально отдать регион албанцам, то это станет сигналом для других сепаратистов Европы, которые готовы посеять хаос на континенте.   

Парламент Сербии подавляющим большинством голосов отверг предложение спецпредставителя ООН, бывшего президента Финляндии Мартти Ахтисаари об «ограниченном суверенитете» Косово. Против предложенного плана проголосовали 225 из 250 депутатов Народной Скупщины. Ранее отклонить предложение ООН рекомендовали президент Борис Тадич и премьер-министр Воислав Коштуница.

Парламентарии указали, что возможность предоставления Косово права вступления в международные организации и получения флага, герба и гимна являются посягательством на территориальную целостность страны. Сербские депутаты считают, что навязанное извне решение не устроит ни одну из сторон. По их мнению, признание Косово повлечёт за собой опаснейший прецедент, который всколыхнёт сепаратистов во всём мире.

Примечательно, что такое решение депутаты приняли в канун главного праздника Сербии – Дня государственности, который отмечается 15 февраля. Он связан с событиями 1804 года, когда сербы во главе с Карагеоргием подняли восстание против 350-летнего турецкого владычества.

«В нынешнем году главный государственный праздник отмечается в весьма сложный для страны исторический и политический момент, когда, как и более двух столетий тому назад, ей приходится бороться за сохранение своей территориальной целостности и суверенитета», - прокомментировало такое совпадение сербское информационного агентство ТАНЮГ.

Что касается Косово, то нынешние события в нём непосредственно вытекают из истории пребывания Сербии под пятой Османской империи, и имеют к главному сербскому празднику самое прямое отношение.

До прихода турок центр сербской государственности располагался значительно южнее, чем сейчас – в области Рашка, которая занимает нынешнюю юго-западную часть основной территории страны, а также северную и западную часть Косово (Метохию). Главным городом Сербии во времена её расцвета в середине XIV века и вовсе было Скопье – столица её нынешней южной соседки Македонии.

Свидетельством особой роли Косово в истории Сербии являются многочисленные святыни, которые почитаются не только сербами, но и другими православными народами. Десятки из них – например, Дечанский монастырь – занесены в список культурного наследия ЮНЕСКО. В косовском городе Печ вплоть до середины XVIII века располагалась резиденция сербского патриарха.

Наконец, именно на Косовом поле в 1389 году сербы встретились в исторической битве с турками, и после неё началось закабаление страны, закончившееся к середине XV века. В то же время сербы настолько сильно потрепали турок, что их продвижение вглубь Европы было приостановлено.

Следствием поражение сербов на Косовом поле стало их постепенное вытеснение из Косово и Метохии на север. С XV века турки старались насадить в стране мусульманскую религию, ради чего многие церкви были переделаны в мечети. Многие православные сербы вынуждены были бежать на север, а их земли были населены принявшими ислам албанцами (последние присутствовали там и прежде, но большинства не составляли). Население края стало преимущественно албанским, меньшую часть составляли другие мусульманские народы.

Тем не менее, сербы прекрасно помнили, какая область является колыбелью их страны и культуры, и то, что сербский патриарх до 1757 года сидел в Пече, было фактическим признанием этого даже со стороны турок.

Волею судьбы новым центром сербской земли стала придунайская область Шумадия, и находящийся на слиянии Дуная и Савы Белград стал новой столицей страны. Именно здесь в 1804 году вспыхнуло первое грандиозное восстание сербов против османского владычества. В 1829 году Сербия стала автономным княжеством, а в 1878 году – независимым государством. Нынешний юг страны в состав новой Сербии не вошёл, но возвращение Косово всегда оставалось приоритетом для сербских политиков на рубеже XIX - XX вв. Наконец, в 1912-1913 гг. после Балканских войн Сербия воссоединились с колыбелью своей государственности. Часть мусульман бежала из Косово, а на их место спустя столетия вернулись сербы.

Второй раз сербы вынуждены были покинуть Косово в годы Второй мировой войны, но по её окончании вернуться мало кому удалось. Многолетний глава Югославии Йосип Броз Тито стремился не допустить превосходства ни одной из наций, поэтому не стал выселять уже живших там албанцев и, более того, принял там многих людей, бежавших от властей Албании.

В итоге, в составе Сербии был образован автономный край Косово, где 85-90% населения составляли албанцы. Примечательно, что многие из них не считали нужным знать сербско-хорватский язык, а в их школьных учебниках не было и намёка на то, что Косово вообще-то входит в состав Сербии.

Сербы видели это, и на протяжении всей истории Социалистической Югославии указывали на недопустимость такого положения. В результате, пришедший к власти в 1987 году Слободан Милошевич пошёл на упразднение автономии Косово и переселение туда сербов. В Сербии это решение встретили с воодушевлением, потому что возможность утраты края была для них невыносима всегда.

И, несмотря на почти полное бегство сербов из Косово в 1999-2006 гг., край продолжает оставаться в народном сознании колыбелью сербской государственности. Этим не может пренебречь ни один серьёзный политик – даже откровенно прозападный президент Тадич.

Таким образом, решение Народной Скупщине отвергнуть план Ахтисаари вытекает из многовековых чувств сербского народа. Попытка отобрать самое святое всегда заканчивается жесточайшим сопротивлением и влечёт новые войны. История показала, что спустя десятилетия и столетия сербы помнят о том, откуда пошло их государство, а сожжённые албанцами храмы пробуждает в их сердцах ещё больше злобы и чувства национального унижения.

Возможно, президенту Финляндии трудно понять людей, имеющих многовековую традиции государственности – всё-таки Финляндия появилась на карте мира только в 1917 году. Но у него достаточно советников, чтобы объяснить возможные страшные последствия реализации его плана не только для Балкан, но и для всего мира.

Историческая память об утраченной государственности и святынях порождает комплекс национальной неполноценности, который есть у многих народов мира, и, в первую очередь, Европы. И они уже дали понять, что решение косовской проблемы станет для них толчком к усилению борьбы за независимость. Это, в свою очередь, заставит европейцев забыть о тихой и сытой жизни, и обернётся катастрофой как для Европы, так и для всего мира.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить