Экс-президенту Югославии Слободану Милошевичу исполнилось бы 70 лет

Неоднозначная трагедия Милошевича

20 августа исполнилось бы 70 лет бывшему президенту Сербии и Югославии Слободану Милошевичу. На его долю выпало руководить страной в один из самых трагических периодов её истории. Для одних сербов он и по сей день остаётся героем, для других — преступником и неудачником. И споры о том, кем же был этот человек на самом деле, вряд ли утихнут скоро.

Неоднозначность личности Милошевича признают и эксперты-балканисты. "Милошевич — крупная и весьма противоречивая историческая личность мирового масштаба. Ему выпало испытание руководить страной в период распада. Он был очень сложным политиком, его фигура потребует еще самого пристального изучения. Чтобы понять его, необходимо знать его характер, мотивы его действий", — сказала в интервью "Правде.Ру" эксперт Гаагского трибунала, руководитель Центра изучения современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.

"Сомнения не вызывает то, что Слободан Милошевич был сильной личностью. Никогда не забудется, как он, будучи на скамье подсудимых Гаагского трибунала, защищал свою страну и собственный сербский народ, борясь с потоками наглой лжи и неправды, которые на них были вылиты. Нельзя не упомянуть, что он сражался за интересы сербов уже после распада Югославии. Безусловно, у него хватало недостатков, но его достойное поведение в Гааге перекрыло и затмило их", — подчеркнула Гуськова.

Читайте также: Почему НАТО смогло разбомбить Югославию

"Оценить действия Милошевича в полной мере может, наверно, только Господь Бог. Да, Югославия развалились при нем, но в том, что так случилось, виноват не только он один. Конечно, Милошевич был политиком, разыгрывавшим националистическую карту — возможно, искренне, а, возможно, из популистских побуждений. Но политики точно такого же толка были не только в Сербии, но и в других республиках бывшей Югославии. Объективно обстановка в Югославии на рубеже 80-90-х годов способствовала тому, что эта страна с таким страшным грохотом развалилась", — отметил в интервью "Правде.Ру" ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института экономики РАН Сергей Романенко.

Действительно, Милошевич был крайне противоречивой личностью. Уроженец городка Пожаревац, недалеко от Белграда, умудрялся сочетать несочетаемое. Возможно, это стало следствием той необычной среды, в которой он рос и воспитывался. Мать Слободана была школьной учительницей, активисткой Компартии и атеисткой, повесившейся в 1974 году. За 12 лет до этого застрелился отец — православный священник родом из Черногории. В общем, будущий президент, воспитывавшийся в атмосфере постоянных споров родителей, пережил сразу две страшные семейные трагедии. И очевидно, впитал в себя и частичку пролетарского интернационализма, и опору на сербские национальные традиции.

Кто же в Милошевиче преобладал? На первый взгляд, коммунист. Будущий руководитель страны еще в 17 лет вступил в Союз коммунистов Югославии, прошел многие ступеньки партийной лестницы, прежде чем в 1984 году возглавил городскую коммунистическую организацию Белграда, а два года спустя — Союз коммунистов Сербии. Впрочем, в социалистической Югославии самой успешной могла быть только партийная карьера. И делали ее отнюдь не только убежденные коммунисты.

Собственно говоря, примерно такой же путь, как и Милошевич, проделал первый президент независимой Словении и последний руководитель ее компартии Милан Кучан, который сначала был словенцем, и только потом — коммунистом. Похожие фигуры были и в других республиках.

Читайте также: Как Тадич продал ЕС Младича

Возможно, Милошевич и не сделал бы такой карьеры, если бы не его жена Мирьяна (Мира) Маркович. Он познакомился с ней в 16-летнем возрасте, и с тех пор они были практически неразлучны. В отличие от мужа, ее родители имели одинаковые коммунистические убеждения, Марьяна сражалась в отряд Йосипа Броза Тито против оккупантов в годы Второй мировой войны. Она была ярой сторонницей, а со временем и одним из главных теоретиков идеи Федерации балканских государств от Болгарии до Хорватии, ядром которой должна была стать Сербия.

Роль жены в том, что Милошевич дорос до больших государственных вершин, огромна. Только вот недоброжелатели этой семьи утверждают, что Слобо (так его называют в Сербии) был подкаблучником. Злые языки называли Миру Маркович "белградской леди Макбет", а политическую систему в Сербии — "однопостельной". Поговаривают, что дома Маркович организовывала неофициальные заседания правительства, в которых сам Милошевич участия принимал не всегда. В этом смысле этого политика сравнивают с Михаилом Горбачевым и румынским диктатором Николае Чаушеску, на которых жены тоже оказывали огромное влияние. И которые в итоге тоже потеряли и власть, и свои страны, а в некоторых случаях — и жизнь.

Припоминают противники Милошевича и обвинения уголовного характера в адрес его близких. Так, Мире Маркович вменялось незаконное распределение квартир и причастность к убийству экс-президента Сербии Ивана Стамболича. А сыну Слободана и Миры Марко Милошевичу — похищение оппозиционера. Сербская пресса также обвиняла его в торговле наркотиками и оружия, контрабанде бензинаитабака. Правда ли это? Большой вопрос. Оба они осели в России, и российские силовики отказались выдать их Сербии, усмотрев в деле политическую подоплёку.

Читайте также: Сербия отдает Гааге "последнего героя"

Поведение детей Милошевича точно не добавляло ему политических очков. Так, Марко владел дискотекой и сетью магазинов в Пожареваце. Ему приписывают такие слова: "Папа никогда не ругает меня. Он сердился лишь тогда, когда я разбил первые два гоночных автомобиля, остальные десять он мне простил". Дочь Слободана и Миры Марию Милошевич приговорили к восьми месяцам тюрьмы. В момент ареста весной 2001 года она отстреливалась от полицейских. Позже стало известно, что она застрелила собаку любовника, выбила в доме все стекла, а заодно обвинила папу в трусливом поведении.

В общем, скандалов в годы правления Милошевича хватало — в том числе и скандалов, связанных с именем его ближайших родственников. Главная же политическая претензия к нему очевидна — не смог сохранить единство страны или хотя бы объединить всех сербов в одном государстве. (Кто-то еще добавляет: сдавал соплеменников ради сохранения власти). Однако то, что он пытался это сделать, сомнений не вызывает. И на это постоянно указывают сторонники бывшего президента как в Сербии, так и за ее пределами.

Стремясь как-то надавить на взявшую курс на выход из Югославии Словении, Милошевич перепробовал весь арсенал средств. Сначала он объявил бойкот словенским товарам, а в 1991 году, когда в Любляне провозгласили независимость, направил туда танки и самолеты. Война длилась всего 10 дней  и закончилась выводом из республики Югославской народной армии (ЮНА). Логика Милошевича была понятна — сепаратизм надо было остановить, за Словенией пойдут другие. Да и богаты были словенцы по югославским меркам. Но все же с Сербией эта республика не граничила, сербов там почти не было. Можно было разойтись бескровно.

Читайте также: Эксперт: США продолжат расчленение Сербии

В том, что за Словенией пойдут другие, Милошевич был прав. Хорватия и Босния и Герцеговина тоже взяли курс на отделение. Но там, в отличие от Словении, жили сотни тысяч сербов, не желавших оставаться бесправным меньшинством в независимых республиках. Хорватские сербы создали Республику Сербская Краина, боснийские — Республику Сербскую. До 1994 года Милошевич помогал им, но затем помощь эта прекратилась. В итоге Сербскую Краину разгромили, а боснийские сербы хоть и сохранили автономию, но права на объединение с Сербией лишились.

Было ли это предательством со стороны Милошевича, признавшим подобные реалии в Дейтонских соглашениях от декабря 1995 года? Как посмотреть. Союзная Республика Югославия (СРЮ) в составе Сербии и Черногории жила под прессом международных санкций, союзников у нее не было. В стране царила гиперинфляция, начались перебои с продовольствием и топливом. Выжить в таких условиях было трудно. Так или иначе, но Милошевич пошел на сделку с Западом — снятие санкций в обмен на отказ от поддержки сербских собратьев в Хорватии и Боснии.

Тут югославский лидер прогадал. "Своим парнем" для США и Европы он так и не стал. И в 1999 году, использовав в качестве предлога проблему косовских албанцев, Запад бомбил уже саму Сербию. Есть мнение, что Милошевичу просто не хватило терпения — с помощью бомбовых ударов НАТО сербскую армию разгромить не удалось, а в наземной операции Североатлантическому альянсу пришлось куда тяжелее. Итог плачевен — сербские войска ушли из края, и в Косово создано албанское квазигосударство, откуда бежали десятки тысяч сербов.

Но можно ли ставить Косово в вину Милошевичу? Дело в том, что до его прихода к власти в Белграде шла ползучая албанизация края, сербов оттуда выдавливали. И упразднив в 1989 году косовскую автономию, руководитель Сербии пытался остановить этот процесс. В 1997–1999 годах, когда конфликт в крае приобрел широкомасштабный характер, сербская армия, верховным главнокомандующим которой был Милошевич, действовала довольно эффективно. Но политика все испортила. Давление Запада и его антисербский настрой президент или недооценил, или против этого "лома" у него не было приема.

Обвинения в том, что Милошевич сильно зависел от жены и не раз проявлял политическую близорукость, имеют право на существование. Однако то, как он вел себя в Гаагском трибунале, доказывает, что он был вполне самостоятельной фигурой и сильной личностью. Он отказался от адвокатов и в пух и прах разносил доводы западных обвинителей, изначально взявших антисербскую линию. А то, что "Слобо" умер в камере Гаагской тюрьмы, не будучи отпущенным на лечение в Москву, дает право его сторонникам считать его мучеником, которому можно простить даже очевидные прегрешения.

Слободан Милошевич был очень сложной фигурой, которой трудно дать однозначную оценку. Ему, выросшему в непростой обстановке, однозначно не повезло править страной, находившейся на грани распада, и он, как ни пытался, ее не удержал. Если бы удержал — вряд ли кто-то смаковал его отношения с женой или поведение детей. А так… теперь ему судьи только история и Господь Бог.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить