Президент Сербии Борис Тадич правит в неудачное время в неудачном месте

Они делают историю: Борис Тадич

"Правда.Ру" продолжает цикл рассказов о тех, кто вершит мировую политику. Сегодня в центре внимания — президент Сербии Борис Тадич. Трудно найти политика, которому довелось бы руководить страной в столь неудачное время. И как совместить личное преклонение перед Западом с желанием сохранить Косово? Тадич пытается это сделать, но получается плохо.

Борис Тадич родился 15 января 1958 года в Сараево в семье придерживающегося прозападных взглядов диссидента Любомира Тадича. Вероятно, царившая в семье атмосфера и предопределила трепетное отношение нынешнего сербского лидера к Евросоюзу и США. Желание сделать свою страну частью западного "демократического" мира Тадич пронес через всю свою жизнь. И своим принципам он не изменял никогда — даже когда действительность была совершенно далекой от его идеалов.

Еще в детстве семья будущего президента переехала в Белград, где он окончил и школу, и университет по специальности "клиническая психология". Некоторое время он проработал в больнице и Институте психологии Сербской академии наук, преподавал в гимназии. Однако еще в молодости политика заняла в его жизни самое видное место. Тадич несколько раз участвовал в оппозиционных коммунистической власти собраниях, за что его не раз подвергали арестам — правда, не очень длительным.

Читайте также: Славяно-мусульманская бомба для Сербии

Свободно выражать свои взгляды в Югославии стало возможным только на рубеже 1980-1990-х годов, когда Тадичу пошел уже четвертый десяток. В 1990 году он вступил в ряды прозападной Демократической партии, созданной двумя будущими сербскими премьерами — Зораном Джинджичем и Воиславом Коштуницей. Впоследствии Коштуница стал настроен более патриотично и антизападно, а вот с Джинджичем Тадич шел рука об руку вплоть до убийства последнего на ступенях здания Скупщины в 2003 году.

Демократическая партия выступала за вступление страны в западное сообщество. Однако на волне распада Югославии или сразу же после оного шансов прийти к власти у демократов не было. В 1988–1989 годах начался конфликт в Косове, в первой половине 1990-х годов заполыхало в Хорватии и Боснии и Герцеговине. Националистическая риторика тогдашнего президента Слободана Милошевича была куда востребованнее, нежели западничество Тадича и его соратников. Ему было уготована участь оппозиционера.

Сам Тадич делал довольно стремительную партийную карьеру. В 1990-е годы он был депутатом Скупщины, секретарем и заместителем председателя Демократической партии. Кроме того, будущий президент основал и возглавил общественную организацию под названием "Центр демократии и развития", выступавшую против Милошевича. Бывшего лидера Тадич критиковал за авторитаризм, неспособность договориться с Европой, США и новыми независимыми государствами на территории бывшей Югославии.

Читайте также: Албанская бомба против южных славян

На рубеже 1996-1997 годов была предпринята первая попытка отстранения Милошевича от власти. По Белграду месяцы напролет ходили толпы демонстрантов, и "шеф" Тадича Джинджич играл на них самую заметную роль. Но с первого раза свалить президента не удалось. Пришлось ждать выборов 2000 года. К этому моменту уже прокатились бомбардировки НАТО, Белград фактически утратил контроль над Косовом. Дни Слободана у власти были сочтены. В октябре 2000 года он ушел с президентского поста, а спустя полгода его выдали Гаагскому суду. Чему Тадич совершенно не противился.

Приход к власти в тогда еще Союзной Республике Югославии (часть которой была Сербия) президента Воислава Коштуницы знаменовал собой карьерный взлет демократов. Джинджич стал премьер-министром, а Тадич — министром коммуникаций СРЮ. 12 марта 2003 года Тадича по ошибке посчитали мертвым. В тот день на ступенях Скупщины застрелили Джинджича. Многим показалось, что рядом с ним был Тадич, однако на самом деле речь шла о тяжело раненом охраннике премьера. На деле же Тадич выжил, возглавил Демократическую партию, стал министром обороны Содружества Сербии и Черногории (так с 2003 года называлась СРЮ) и членом Совета безопасности Сербии.

Летом 2004 года Тадич стал кандидатом на президентских выборах от Демократической партии. В числе его лозунгов были вхождение в Евросоюз, выдача Гаагскому трибуналу подозреваемых в военных преступлениях, налаживание отношений с Хорватией и Боснией, участие в программе НАТО "Партнерство во имя мира". Единственное,в чем он все-таки не был радикальным западником — это в вопросе Косова. Тадич категорически отказывался смириться с его потерей, хотя выступал за диалог с местными албанцами.

Читайте также: Сербы не готовы менять Косово на ЕС

Выборы 2004 года, как и выборы 2008-го, проходили по одному и тому же сценарию. В первом туре Тадича опережал лидер националистической Сербской радикальной партии Томислав Николич, однако во втором Тадичу удалось победить с результатом около 52 процентов. И вот почти уже восемь лет лидер Демократической партии находится у власти, в Скупщине Сербии сегодня он располагает большинством (по стечению обстоятельств, благодаря поддержке социалистов — наследников Милошевича). Только вот успехи у президента весьма сомнительные.

Все началось с того, что Черногория взяла курс на отделение и разрушение содружества с Сербией. В мае 2006 года там прошел референдум, в результате которого почти 56 процентов черногорцев высказались за независимость. Никакой контрпропаганды Тадич не вел. Многие люди просто остались дома и не пошли на участки, решив, что результат предопределен. Как итог — некогда братская республика, говорящая на том же языке и исповедующая то же православие, что и сербы, признала независимость Косова и сегодня всячески дистанцируется от Белграда.

Тадич поставил очень много на нормализацию отношений с Хорватией и Боснией. Однако и хорваты, и боснийские мусульмане по-прежнему обвиняют сербов во всех смертных грехах. И из Загреба, и из Сараево то и дело слышатся угрозы подать против Сербии иски. Если хорваты пока только грозят, то боснийские мусульмане уже пытались обвинить Сербию в геноциде мусульман в Сребренице образца 1995 года. Хотя Гаагский суд счел эту акцию военным преступлением, но платить Сербии не пришлось. Правда, Тадич принес публичные извинения за действия сербов тогда. Только вот перед самими сербами за жертвы не извинился никто.

Читайте также: Как Тадич продал ЕС Младича

Тадич выполнил свое предвыборное обещание по выдаче Гаагскому трибуналу лидеров хорватских и боснийских сербов. В 2008 году был арестован бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич. В 2011-м настал черед военного руководителя боснийских сербов Ратко Младича и бывшего главы Республики Сербская Краина (РСК) в Хорватии Горана Хаджича. Каждый раз сербский президент сопровождал выдачу экстренной пресс-конференцией. И его нисколько не смутило, что едва ли не большинство сербов считает этих людей национальными героями, спасавшими соплеменников от геноцида.

Зачем Тадич делает это — понятно. Ведь выдача подозреваемых в военных преступлениях является одним из главных условий начала переговоров о вхождении Сербии в Евросоюз, а именно в ЕС он видит будущее своей страны. Кое-каких успехов ему добиться удалось. Так, в конце 2009 года в ЕС было принято решение об отмене виз для сербов. Для страны, до миллиона жителей которой находятся на заработках в Западной Европе, это значит немало. Однако главное препятствие тут — Косово. Ведь его независимость признали большинство государств Евросоюза…

Именно на годы его президентства пришлось провозглашение независимости Косова, которую немедленно поддержали все ведущие державы Запада. Удивительно, но сербский президент считает залогом возвращения края… переговоры с ЕС. Но пока что из Брюсселя, Берлина и других столиц ему ясно дают понять: признай независимость Косова, начни переговоры с албанскими властями края — и тогда поговорим.

На столь радикальные шаги Тадич не идет, однако соплеменников должным образом не поддерживает. Когда косовские сербы попытались воспрепятствовать перекрытию границы края с основной частью Сербии, их разогнали немецкие и австрийские солдаты. Тадич на помощь соплеменникам не прислал никого.

Тадичу не позавидуешь: он оказался между двух огней. Ради членства в Евросоюзе от него требуют отдать Косово, но для любого серба подобное — удар по национальному самолюбию. Но ведь та же Германия из-за несговорчивости может выслать сотни тысяч сербских гастарбайтеров. Так что не повезло Тадичу руководить такой страной в такое время. Экономика разрушена, а внешние силы пытаются ее добить. А то, что на эти внешние силы президент рассчитывает, только ухудшает положение руководимой им страны…

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить