Женщина-мусульманска стала мэром города в Боснии и Герцеговине

Амра Бабич - первая в Европе мэр в хиджабе

Недавние выборы в местные органы власти в Боснии-Герцеговине обнаружили, что небольшую страну на Балканах по-прежнему раздирают религиозные и этнические разногласия между мусульманскими, католическими хорватскими и православными сербскими общинами. Арабские СМИ трубят победу "первого мэра в хиджабе в Европе". Но главные выводы совсем другие.

В местных СМИ победа Амры Бабич не вызвала никакого ажиотажа, но была подхвачена в Иране, Пакистане и Саудовской Аравии. За кандидатуру 43-летней женщины проголосовали депутаты 40-тысячного города Високо. Она баллотировалось на должность мэра от партии "Демократическое движение" (ПДД), созданной бывшим президентом Алиджой Иззетбеговичем — тем, кто в период боснийской войны 1992-1995 годов вырезал сербские села, а в 1993 году дал гражданство Усаме бин Ладену.

Читайте также: Германия предпочла не будить исламское лихо

Босния и Герцеговина была одной из шести республик Югославии. Согласно действующей в настоящее время конституции, по Дейтонскому мирному соглашению от 1995 года, государство состоит из двух образований — Федерации Боснии и Герцеговины (мусульманско-хорватской) и Республики Сербской. Босния и Герцеговина остается одной из немногих стран в мире, не имеющей слов для своего национального гимна. Каждая из наций (сербы, хорваты и боснийцы) поет во время его исполнения свое.

Результаты местных выборов показали, что раны войны еще не зажили: голосование ведется по этническому признаку, хотя все кандидаты обещают экономические преобразования. Мусульмане являются крупнейшей религиозной группой в Боснии и Герцеговине, составляя около 40 процентов от 3,8-миллионного населения. Православные боснийские сербы составляют 31 процент, а традиционные католики хорваты — 10 процентов. Боснийские мусульмане — это славяне-сунниты ханафитской школы, ввведенной на Балканах в XV веке в период Османской империи.

ПДД выиграла местные выборы в 34-х (на прошлых выборах — на 37-ми) муниципалитетах из 125-ти, по предварительным данным местного избирательного комитета. Среди них такие крупные города, как Нови Град, Илица, Зеница, Бихач, Травник. "Я очень рада тому, что руководству партии хватило силы и воли, чтобы поддержать меня, женщину, в качестве кандидатуры на такой высокий пост", — сказала новая градоначальница. И отметила, что уважение к хиджабу в Боснии является "примером для Европы". "Это модель для Европы, но и даже за ее пределами, для Востока и Запада, которые встречаются здесь, в Боснии", — заявила она агентству France Press.

Однако в самой Боснии гораздо большего внимания заслужила не ее победа, а борьба за пост мэра между сербом Весны Кочевичем и мусульманином боснийцем Камилом Дураковичем в городе Сребреница, расположенном в Республике Сербской и печально известном как место "геноцида мусульман" в 1992 году. По последним данным, здесь все же побеждает Дуракович, однако с весьма небольшим отрывом. В этом преимущественно сербском городе серб не может выиграть уже 12 лет по причине разобщенности сербских политических партий. "Для мусульман, если победит серб, здесь будет очень трудно жить и немногие останутся", — сказал местный житель "Радио Ватикана".

В социалистической Югославии хиджаб был запрещен, сегодня большинство женщин в Боснии не покрывают свои головы, но новый политический лидер подчеркнуто это делает. Однако, по ее словам, никакой политики в этом нет. Бабич глубоко религиозна, и вера помогла ей пережить потерю мужа. "Я никогда не буду злоупотреблять религией в политике. Если у меня есть сила, чтобы защитить свои права, я найду в себе силы для защиты прав других лиц", — пояснила Бабич, далеко не новичок в политике (она была главой министерства финансов Боснии и Герцеговины).

Вернемся к результатам выборов. Если ПДД практически сохранила свои позиции, то успех Сербской демократической партии (СДП), чей бывший руководитель — боснийский серб Радован Караджич — обвиняется Международным трибуналом в Гааге в военных преступлениях, можно назвать сенсационным. СДП выиграла выборы в 27-ми муниципалитетах, увеличив свое представительство в два раза. А вот другая сербская партия — "Альянс независимых социал-демократов" (SNSD) во главе с президентом Республики Сербской Милорадом Додиком — выиграла всего в 18-ти муниципалитетах. Это серьезное поражение для партии, которая ранее контролировала 32 муниципальных образования.

Может быть, план Додика на отделение Республики Сербской от Федерации больше не поддерживается боснийскими сербами, и они захотели, чтобы их государство стало функциональным? А возможно, нынешние власти Сербии в лице президента Томислава Николича больше не дружат с сепаратистом Додиком, предпочитая ему партию, лозунг которой — "Три Боснии в одной". Именно так считает аналитик из города Баня Лука в Республике Сербской Таня Топич.

Босния не показательна для исламофобских настроения в Европе. Поэтому подача материала в мусульманских государствах — пропагандистская. А вот во Франции, которая стала домом для 6 миллионов мусульман, такое событие было бы показательным. Однако бывший президент Саркози запретил ношение хиджаба в школах и скрытие лица за паранджой в общественных местах. Полемика об этом решении не стихает.

Хиджаб стал символом экспансии ислама в мире. Будучи обязательным в Саудовской Аравии, он считается неприемлемым в западных странах, где профессиональная и светская сфера обязаны быть свободными и нейтральными с точки зрения религии.

Читайте также: "Неисламское поведение" хуже допинга?

Но страсти по хиджабу кипят и в исламском мире. Иранское агентство Mehr распространило информацию о том, что мулла Ходжатолеслам Али Бехешти, старший священнослужитель в иранском городе Шахмирзад (Shahmirzad), был избит и попал в больницу после того, как подошел на улице к двум женщинам и приказал им надеть хиджаб. "Они были мня кулаками и ногами. Когда я пришел в сознание, они собирались бросить меня в канал", — сообщил мулла.

Известный иранский богослов Мосхен Кадивар говорит, что в Коране дается рекомендация носить хиджаб, но нет никаких упоминаний о наказаниях за отказ от него. "Нет никаких стихов Корана или высказываний [пророка Мухаммада], которые дают кому-либо право принимать меры против других, кто не носит хиджаб", — сказал Кадивар.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить