Процветающая Словения, "неровный" партнёр России…

14 ноября в Москву с визитом прибыл премьер-министр Словении Борут Пахор. В центре внимание его переговоров с Владимиром Путиным окажется присоединение этой бывшей югославской республики к проекту газопровода «Южный поток». Не исключено, что окончательное решение по этому вопросу словенское руководство примет уже в ближайшие дни.

Помимо этого, предполагается, что Путин и Пахор обсудят политическую ситуацию в Европе – прежде всего, на Балканах. По окончании переговоров два руководителя правительства вместе отправятся на стыковой отборочный матч Чемпионата мира по футболу между командами двух стран. Таким образом, 14 ноября станет днём «газово-футбольной дипломатии».

Двухмиллионная Словения – государство маленькое, но не последнее на политической карте Европы. Его часто путают с другой бывшей соцстраной – Словакией. Доходило до анекдотичных случаев.

Так, перед встречей Владимира Путина и Джорджа Буша в 2005 г. в словацкой столице Братиславе сайт Госдепа США разместил информацию о визите американского президента в... Словению. Названия двух стран постоянно подменяют невольно и многие научные издания – и в англоязычных странах, и в России.

Такому положению вещей удивляться не стоит. Независимая Словения появилась на карте мира только в 1991 г. До 1918 г. её территория на протяжении многих веков входила в состав Австрийской империи, а в 1918-91 гг. - Югославии.

Читайте: Саммит Россия-ЕС: итоги провального председательства Словении.

После Второй мировой войны по воле маршала Йосипа Броза Тито Словения стала союзной республикой в составе социалистической Югославии. Там она была курицей, несущей золотые яйца. По данным 1991 г., на неё приходилось более 21 процента ВВП Югославии, хотя население составляло менее девяти процентов.

Мебель, лекарства, бытовая техника, обувь, на которых было написано «сделано в Югославии», имели едва ли не в большинстве случаев словенское происхождение. Товары из этой республики пользовались спросом не только в СССР, но и на Западе.

Добавим к этому наличие прекрасных морских и горнолыжных курортов (Копер, Краньска-Гора, Поклюка), куда ввиду их относительной дешевизны и хорошей инфраструктуры с удовольствием ехали туристы из Западной Европы.

В общем, Словения была главным регионом-донором, кормившим отсталые территории вроде Косово, Македонии и Боснии…

Потому не стоит удивляться, что в 1990 г. зажиточная Словения первой взяла курс на выход из СФРЮ. За это на референдуме в конце того года высказалось почти 90 процентов населения.

Сербский лидер Слободан Милошевич летом 1991 г. попытался силой оставить республику в составе Югославии. Однако словенцы, получавшие помощь оружием и деньгами из соседних с ней Австрии и Италии, хорошо подготовились к обороне.

Боевые действия (отнюдь не ожесточённые) продлились 40 дней, не нанеся экономике ущерба. Уже к концу лета 1991 г. югославская армия ушла из Словении.

Собственно говоря, сербского населения (как и других нацменьшинств) в республике очень мало, и особого желания воевать за неё у этой армии, состоящей преимущественно из сербов, не было. Страна стала независимой.

Новое государство добилось впечатляющих успехов в экономике. Средства, которые раньше шли на поддержку отсталых регионов СФРЮ, теперь оставались на месте.

Благодаря развитой промышленности и курортам Словения выбилась в лидеры по уровню жизни среди всех бывших соцстран. Ее производственные компании освоились не только в странах бывшей Югославии, но и в других государствах – в том числе в России и на Украине.

Будучи принятой в ЕС 1 мая 2004 г., Словения приобрела в нём репутацию лидера Восточной Европы. Не случайно в 2007 г. она первая среди новичков вошла в зону евро, а в 2008 г. – получила председательство в Евросоюзе. Тем самым в Брюсселе отметили очевидные успехи Словении.

Что касается политики, то руководство страны избежало искушения заняться притеснением местных сербов и переписывания истории на антисербский и антироссийский лад.

Но месть за военные действия Милошевича проявилась во внешней политике. В 1999 г. Словения поддержало бомбардировки Югославии, а в 2008-м сделала краеугольным камнем своего председательства в ЕС признание независимости Косово.

Российско-словенские отношения неровные. С одной стороны, эта страна в 90-е гг. взяла курс на вступление в ЕС и НАТО, куда была принята в 2004 г. С другой, словенцы видели в России главный рынок сбыта своих товаров, и оттого от резкой антироссийской риторики воздерживались.

Их отношения с РФ до 2002 г. была едва ли не лучшими среди всех бывших соцстран, ныне вступивших в Евросоюз. И, видимо, не случайно в 2001 г.

Владимир Путин избрал для первого визита в государства Центральной Европы именно Словению.

Кстати, там, в окрестностях столицы Любляны, прошла тогда и первая встреча российского президента с Джорджем Бушем-младшим, где последний «заглянул Путину в глаза и понял, что с ним можно иметь дело».

Но потом наши взаимоотношения пошли на спад. Когда в 2002 г. словенского премьера Антона Ропа спросили, как он относится к опасениям РФ насчёт расширения НАТО, он лишь махнул рукой – дескать, ну её, эту Россию.

(Правда, надо отдать словенцам должное – они не стали безоговорочно поддерживать внешнеполитическую линию Буша, и единственные среди бывших соцстран Европы, осудили действия США в Ираке).

Читайте: Словения захлопнула перед Хорватией двери в ЕС.

В 2005 г. Словения вместе с Польшей, странами Прибалтики и Болгарией приняла деятельное участие в создании так называемого Содружества демократического выбора, самыми видными деятелями которого стали Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко. Целью организации было приближение Грузии и Украины к ЕС и НАТО.

В 2008 г., вследствие того, что Словения активно поддержала независимость Косово, её отношения с Россией еще больше испортились. Но не безнадёжно. В августе 2008 г. словенцев не было среди яростных критиков действий России во время операции по принуждению Грузии к миру.

А 1 сентября этого года премьер Словении Борут Пахор, прибывший сегодня в Москву сообщил Владимиру Путину, что его страна рассматривает вопрос о присоединении к проекту российского газопровода «Южный поток». Этому не стоит удивляться – ведь основную часть нефти и газа Словения покупает именно в РФ. 

И сегодняшняя встреча должно ускорить положительное решение словенцев по этому вопросу. Ведь от повторения "газового кризиса", подобному тому, что имел место минувшей зимой, не застрахован никто.  Вряд ли та же Словения хочет новых перебоев с поставками.

Несмотря на метания в своей внешней политике, Словения представляет для России очень перспективного партнёра. Да и сейчас экономические связи налажены хорошо. Причем, отношения Словении с Сербией, которую многие считают проводником российского влияния в Европе, не столь драматичны, как, скажем, Сербии и Хорватии.

Так что особых препятствий для сотрудничества двух стран нет. А присоединение Словении к "Южному потоку" способно вывести его на новый уровень.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить