«Джек-пот для Золушки» и «Хиромант» – лидеры телеспроса

Хотелось бы знать все наперед. Желание оправдано, поскольку отползание от советской границы во времени не приносит уверенности в сегодняшнем, а также в завтрашнем дне

Можно сколько угодно иронизировать по поводу гарантированного, но так и не наступившего коммунистического будущего и уверенности в ежедневной пайке, но психологическую устойчивость отняли не только у нас, бывших советских, но и у детей, а также внуков, вскормленных сказками о гарантиях счастья.

Как любить родину, если она ничего не обещает и даже не хочет ничем манить вдали? Что же тогда делать искусству? Грош ему цена, если не дарит ни тени этой самой уверенности или не пытается объяснить, к чему поиски гарантий приводят.

Из вороха еженедельно выпускаемых в эфир сериалов хватаюсь за лидеров спроса, за увлекательные подробности и решительные актерско-режиссерские удачи. "Джек-пот для Золушки" на СТС и "Хиромант" на Первом канале.

Музейная тихая девушка-мышка Наташа находит ноутбук, в котором поселилась золотая рыбка. Девушка хочет быть богатой, рыбка обещает исполнить желания, запускает программу для достижения масштабной цели. Надо выиграть деньги в казино, потом скупить и продать антиквариатик, найти клад, прикупить заводик с изобретателями и рационализаторами. Понятно, что в наши трудные времена совершить все эти подвиги и ничем таким сомнительным не замазаться практически невозможно. Девушка и замазывается. Отягчающее и мешающее обстоятельство: ее безответный воздыхатель и помогатель, средней руки коммерсант. Но у воздыхателя есть мафиози-начальник, сестра, больная СПИДом , и громадные долги. Потому ничего ему не остается, как предать свою энергичную Золушку, следить за ее волшебными манипуляциями, безуспешно пытаясь разобраться, кто же там ворожит, кто за ниточки дергает... А это только волшебная рыбка.

Есть еще в сериале полубезумный создатель компьютера с рыбкой, скрывающийся от мафиозных заказчиков, а также неудачливый предприниматель-электронщик, сначала разоренный дружком Золушки, а потом, под конец сериала, вознагражденный большой, взаимной любовью — к ней же. Все в этом сериале кончается хорошо, публике объяснили, что не в деньгах счастье и даже не в их количестве. Сбыча мечт закончилась наилучшим образом даже для тех, кто по случайности попользовался все той же компьютерной рыбкой. Сюжет, быть может, и не заслуживал такого внимания, если бы не актерская точность Золушки или Наташи-Марии Голубкиной и друга-предателя Леонида-Алексея Кравченко, если бы не режиссерская жесткость Николая Стамбулы. По мере продвижения к заветной цели Золушка не то чтобы мужает, она и с самого начала сериала девушкой представляется волевой и решительной. Просто блеск в глазах Золушки становится стальным, а снисходительная усталость — от бабских прихотей — в глазах друга Ленечки исчезает, и возникает что-то вроде страха... Вроде как особенностями характера герои меняются. Но временно.

Сказки о "сбыче мечт" оказываются в наше время очень жесткими. Впрочем, авторы путают нас с ожидаемым Пушкиным . Мы то надеемся, что ежели золотая рыбка, то разбитое корыто. Этого корыта — по мере ожесточения героев — ждешь все с большим нетерпением. И когда сюжетец выруливает на спасительную лирику, наотъем и перераспределение ценностей, на торжество человечности внутри почти завершившего программу андроида, когда выясняется, что Золушка еще и спящая царевна (она же — Кай с растаявшей льдинкой в глазу)... Как-то это даже огорчает. А уж американщина, пристегнутая к финалу в виде заначки-приза для безбедного существования совестливой Золушки и ее близких, — это уже за пределами честности. Публику дурить — последнее дело, милые господа. Не надо замазывать тухлым кремом убогие продюссерские крендели. Хочется выложить буковки СТС маленькими тухлыми пряничками.

В отличие от "Джек-пота для Золушки" "Хиромант" Антона Борматова назван изготовителем — Первым каналом — мелодрамой, а не современной сказкой. Хотя канва столь же сказочна. Герой сериала Сергей Рябинин (Юрий Чурсин) унаследовал отцовский дар хиромантии и читает по ладоням, как по писаному, прошлое настоящее и будущее. Управлять судьбой трудновато, но использовать ее подарки вполне возможно. А главное, широкое поле для злоупотреблений чужим доверием открывается. Вот этим полем и пользуется друг Виктор (Александр Яцко), крутой бандит и покровитель хироманта. Смысл рассказанного в 10 сериях, по всей видимости, в сокрушающей силе предопределений. Как и в золушкиной истории движение по жесткой программе, несмотря на гуманность отдельных, промежуточных результатов и порывов типа спасения полумертвой девушки из морга, ни к чему хорошему не ведет. Так сказать, культурно-профилактическая составляющая фильма и здесь сводится к изобличению "чудо-рыбочного" начала. Это, судя по мгновенно выросшим рейтингам сериала, подкупает и притягивает публику.

Но ведь и здесь нельзя же не подскользнуться. Зачем друг-бандит, проведенный сначала в городские депутаты, а потом в большую Думу, оказывается чуть ли не новым сталиногитлером? Зачем этот дурацкий вояж героя-хироманта в Индию, к браминам? Этот наказ волшебников — злодея погубить, девушку освободить... "А теперь, душа-девица..", впору мне бы удавиться. Ерунда получается. Герою предопределено не только укокошить злодея-покровителя, вовлекшего его в преступныйпромысел, но и навеки оставить любимую девушку ради ее спасения... А жить-то ему осталось...

Только обрадуешься, что истории о сбыче мечт откашивают в сторону от магистрального пути индо-венесуэльского кино — к большей художественности, как наваливается сиропное морализирование, дописывание завитушек. Спасибо родителям-изготовителям сериала "Хиромант", что хватило им соображения еще до финала покончить с сиропом. Но так, чтобы совсем без него — не выходит.

А вообще, скажу я вам, занимательное это зрелище — телесказочки. Каждая из них, при добавлении собственного воображения, так просто "целая поэма". Понимаю, что профсоюзную путевку мне больше не дадут, а зубы даром в поликлинике больше никому не лечат. Понимаю, что сам заинтересован в продлении собственного рабочего дня, что совершенно не тоскую по хоровому, бодрому радиопению. И все же "сбыча мечт" не за мой, а за счет ирреальных сил — богатый, притягательный и совершенно неисчерпаемый сюжет.

Кадры из сериала "Хиромант" с Первого канала

Алексей Токарев

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить