Зачем патриарх Кирилл встречался с британской королевой?

Дело к войне: Церкви ищут общий язык

Президенту Российской Федерации Владимиру Путину отказали в присутствии на мероприятиях при открытии культурно-духовного центра во Франции, а вот патриарх Русской православной церкви Кирилл был с почестями принят в Великобритании лидерами Англиканской церкви — королевой Елизаветой II и архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби.

Ранее РПЦ выступала за ограничение контактов с этой Церковью из-за ее либерального отношения к однополым бракам и священникам нетрадиционной ориентации. Почему отношение изменилось? Это была политическая миссия? О чем патриарх говорил с королевой? Нет ли в таких контактах размывания православных ценностей? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал обозреватель агентства "Регнум" Станислав Стремидловский.

— Этот визит был предпринят после того, как президенту Путину отказали в участии в мероприятиях по открытию Русского духовно-культурного центра во Франции. Почему государственное участие в духовно-культурных мероприятиях блокируется на Западе, а патриарх принимается там с распростертыми объятиями?

— Я бы не стал связывать эти две вещи. Тем более, что нашему президенту не отказали. Он не поехал сам по одной простой причине — потому что господин Олланд хотел обсуждать вопросы по Сирии, связанные с Алеппо, где французы очень серьезно завязли. А собственно, что мы могли сказать? Те предложения французов, которые выдвигались, нам не интересны.

Визит патриарха — это совершенно отдельная история. Повод очень хороший — 300 лет отношений российского православия с англиканством было отмечено на очень высоком уровне.

Нашего патриарха принял не только архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, который является чем-то вроде управляющего главы англиканских церквей. Его приняла и глава англикан — британская королева Елизавета II.

Несмотря на различные окрики британской прессы и некоторых депутатов британского парламента, которые шумели, что патриарха Кирилла нельзя принимать или надо его визит сместить на более низшую ступень, ее величество встретилась с ним. Были и другие встречи, в том числе с представителями католической церкви, что тоже, на мой взгляд, очень важно.

— Конечно, этот визит был в плане церковного общения. Почему Запад старается так активно изолировать Россию политически? Или все-таки визит патриарха имел и политическое значение?

— Я не согласен, что Россия на Западе изолирована. Как в свое время говорил один из английских лордов, "никто не пинает только дохлую собаку". А Россия сегодня приобрела гипертрофированное, увеличенное значение в американской избирательной кампании. Опять же еще один интересный момент последнего времени — избрание нового генерального секретаря ООН. Антониу Гутерриш — католик и социалист. Избрание этого человека приветствовала католическая церковь.

А представлял его наш Виталий Чуркин, именно ему доверили это сделать. Это тоже, в общем-то, знак и показатель роли и места России в мире. И то, что сейчас делает патриарх Кирилл, конечно, некое возвращение к советскому времени, когда Церковь была очень активна во внешнем мире. В какой-то степени патриарх Кирилл сейчас повторяет традицию. Кстати, ее в 1962 году основал патриарх Алексей I, который тоже тогда встречался с руководством англиканской церкви.

Естественно, в первую очередь говорили о церковных вопросах, но все равно здесь никак нельзя обойтись без политики. В феврале этого года произошло небывалое доселе историческое событие — встреча патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском. Тогда, на мой взгляд, главы двух Церквей создали новый формат общения в совершенно небывалых доселе условиях преследования Церкви в мире, в большей степени на Западе.

Мы не стремимся прямо сразу сесть за евхаристический стол и разделить чашу Христову. Мы говорим о том, что сейчас перед нами появился более опасный враг, более страшный. Мы сталкиваемся с выходом на сцену уже напрямую врага рода человеческого, который обозначил себя, показал свои рога и копыта и уже грозит миру и Церкви людоедским уничтожением.

Мы были свидетелями демонстрации WikiLeaks писем избирательного штаба госпожи Клинтон, где говорится о чуть ли не перевороте католической церкви в США, о желании создать там свою арабскую весну на католический манер. Раньше католическая церковь США старалась быть нейтральной в схватке между Трампом и Хилари, считая их обоих неприемлемым, но сейчас все-таки настроения изменились. И не только католики, но и евангелисты, протестанты уже говорят о том, что надо выбирать из двух зол.

Бывший спикер палаты представителей Ньют Гингрич в интервью католическому порталу National Catholic Register сказал, что сейчас США стоят перед глобальным разворотом, который определит их судьбу на ближайшие 50-100 лет, перед аналогом светской секулярной Французской революции, перед наступлением секулярного тоталитаризма, который попросту может уничтожить ту христианскую Америку, которую мы знаем.

— Чем все-таки важен визит нашего патриарха в Англию?

— В англиканской церкви есть здоровые силы, и перед лицом наступления врага рода человеческого все же нужно искать союзников, а не пытаться находить разделения друг от друга. Британская христианская пресса писала, что визит патриарха Кирилла важен, потому что нужно строить мосты. Это любимая фраза Папы Франциска, который постоянно подчеркивает, что его задача в этом мире — возводить мосты и разрушать стены.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*