Неутомленное солнце

Сегодня отмечает свой день рождения выдающийся деятель российского кинематографа Никита Сергеевич Михалков.

 

Что бы ни говорили об одиозности этой фигуры и творческой несостоятельности Михалкова как режиссера, деятель он действительно выдающийся и этого у него не отнять.

 

В конце концов, через несколько десятилетий будет совершенно неважно, каким человеком — приятным или не очень был Михалков. Когда историки кино начнут оценивать этот период, они вспомнят фильмы, которые снял Михалков и оценят его роль локомотива в лоббировании интересов российского кино, как у российских властей, так и на международном рынке.

 

Михалков — это фигура. А уж знак этой фигуре — плюс или минус — поставит история.

 

То, что о Михалкове ходят легенды и сложены байки — подтверждение утверждению. Что пропуск в историю кино ему выдан бессрочно.

 

Первая роль

Старшему брату Никиты Михалкова Андрею нужно было на рассвете встретиться с актрисой, которая играла в его фильме небольшую роль, и Андрей попросил Никиту завести будильник и разбудить его в половине пятого. Никита про­спал и не разбудил. Актриса, прождавшая понапрасну больше часа, ушла. Тогда Андрей выдал Никите Михалкову шубу, платок и туфли жены и снял его в женской роли со спины. Таким был дебют Никиты Михалкова в кино.

Ты — мне, я — тебе

Как-то у Михалкова в разговоре с прияте­лем зашла речь об одном их общем знакомом, крайне бездарном, но удивительно пробивном и настырном режиссере.

По какой-то причине Михалков похвалил его фильмы.

- Странно, — удивился приятель. — Ты с такой похвалой отзываешься о его фильмах, а он кроет твои почем зря...,

- Видишь ли, — сказал Никита Михалков. — Ни один из нас не говорит в данном случае то­го, что думает.

Равнение на вершины

Однажды в одной закавказской республике, принимая у себя Никиту Михалкова, хозяин до­ма вынес бутылку вина и сказал с гордостью:

- Это одно из самых лучших вин. Этот на­питок, если сравнивать с кино, — режиссер Эльдар Рязанов...

- А нет ли среди ваших вин Бергмана? Или Феллини? — с усмешкой сказал Михалков. — Ну, на худой конец Антониони...

 

 

Торжественная церемония

Рассказывают, что однажды Никита Михал­ков был вызван на ковер к одному высокому чиновнику Госкино для разговора о своем оче­редном фильме, который никак не хотели выпу­скать на экраны в полном виде. Как только речь зашла о сокращениях и купюрах в фильме, Ни­кита Михалков молча извлек из кармана пиджа­ка черную повязку, какие надевают во время официальных похорон, и стал повязывать себе на руку.

- Это еще что такое? — раздался недоумен­ный окрик.

- Как что? — отозвался Михалков. — Вы ведь собираетесь хоронить мой фильм, не так ли? Для этого все сюда и пришли... Я хочу, что­бы это проходило по официальной форме, как положено. Для меня это событие траурное...

Как в песне

Фильм "Родня" был снят дружным творче­ским коллективом. Спорили, ссорились, мири­лись, смеялись — в общем, была замечательная работа, и работать всем было "сладко". Но фильм не понравился кинематографическим чиновникам, и они не выпускали его на экран, требуя от Михалкова вырезать то, убрать это... Никита что-то вырезал, но больше спорил, уго­варивал, уламывал... Эта нервотрепка продолжа­лась около года. "Хорошо у тебя сниматься", — сказал ему как-то один из актеров. "Хорошо-то хорошо, но потом такая тоска пробивать фильм на экран, — хмыкнул Михалков. -И вот всегда так: сладку ягоду ели вместе, горьку ягоду я одна..."

Пользуясь служебным положением

Рассказывает Татьяна Михалкова, жена ар­тиста: "Когда я ждала Надю, с роддомом я пере­страховалась. Никита был тогда на съемках в Италии, и я решила по письму, через 4-е управ­ление, рожать в хороших условиях. Тогда и "Скорая" вовремя пришла, и роды были быст­рыми. Никита потом этот день — 27 сентября — "увековечит" в фильме "Очи черные". Специ­ально выложит цифру "27" цветами на клумбе в одной из сцен".

 

Никита Михалков родился 21 октября 1945 г. в Москве в семье известных деятелей культуры. Фамильные корни Михалкова идут от Василия Сурикова и Петра Кончаловского. Отец — Сергей Михалков — поэт и драматург. Мать — Наталья Кончаловская — поэтесса и переводчик. Брат — Андрей Кончаловский — кинорежиссер. Никита Михалков был женат дважды. Первая его супруга — актриса Анастасия Вертинская. От этого брака родился сын Степан, который, как и его отец, служил на флоте на Дальнем Востоке, а в настоящее время занимается кинорежиссурой. Вторая супруга — Татьяна Михалкова — мать троих очень талантливых детей — Анны, Артема и Надежды. Старшие дети учатся во ВГИКе: Анна на актерском, Артем на режиссерском факультетах, а младшая Надя, снявшаяся в фильме "Утомленные солнцем", учится в школе.

Как остроумно заметил один из его коллег, он — единственный из наших режиссеров, кто преуспел западнее Прибалтики и восточнее Сахалина.

В 1956-1959 гг. — учился в музыкальной школе и занимался в театральной студии при Театре им.Станиславского, в 1963-1966 гг. — в театральном училище им.Б.Щукина, в 1967-1971 г. — на режиссерском факультете Всесоюзного государственного института кинематографии, в классе М.Ромма. После окончания института Никита Михалков был призван на Тихоокеанский флот, службу проходил на Камчатке (1972-1973 гг.).

Отправной точкой, дебютом в кинематографе, стал фильм "Солнце светит всем" (реж.К.Воинов, 1959 г.). Потом последовали роли в картинах "Тучи над Борском" (реж.В.Ордынский, 1961 г.), "Приключения Кроша" (реж.Г.Оганисян, 1962 г.), "Перекличка" (1966 г.), "Не самый удачный день" (1966 г.). Первой заметной работой в кино стала главная роль в фильме "Я шагаю по Москве" (реж.Г.Данелия, 1963 г.).

Всего в активе Н.Михалкова 45 сыгранных ролей, в том числе в фильмах: "Песнь о Машук" (1969 г.), "Красная палатка" (реж.М.Калатозов), "Станционный смотритель" (реж.С.Соловьев, 1971 г.), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (реж.Н.Михалков), "Сибириада" (реж.А.Михалков-Кончаловский), "Собака Баскервилей" (реж.И.Масленников, 1981 г.), "Жестокий романс" (реж.Э.Рязанов), "Портрет жены художника", "Инспектор ГАИ", "Полеты во сне и наяву", "Вокзал для двоих" (реж.Э.Рязанов), "Униженные и оскорбленные" (реж.А.Эшпай), "Утомленные солнцем" (реж.Н.Михалков), "Ревизор" (реж.С.Газаров) и другие.

Первыми режиссерскими работами Никиты Михалкова стали курсовые короткометражные фильмы "Девочка и вещи" (1967 г.) и "...А я уезжаю домой" (1968 г.), а также дипломный фильм "Спокойный день в конце войны", снятый по сценарию Р.Ибрагимбекова в 1970 г. Как режиссер Н.С.Михалков снял 15 полнометражных, 12 короткометражных фильмов, постановки спектаклей. Среди них: "Дорогие слова" (сюжет в к/ж "Фитиль" №94, 1970 г.), "Ложка дегтя" (сюжет в к/ж "Фитиль" №97, 1970 г.), "Несознательный" (сюжет в к/ж "Фитиль" № 98, 1970 г.), "Жертва гостеприимства" (сюжет в к/ж "Фитиль" №125, 1972 г.), "Наглядный урок" (сюжет в к/ж "Фитиль" №148, 1974 г.), "Начнем новую жизнь" (сюжет в к/ж "Фитиль" №150, 1974 г.), "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974 г.), "Раба любви" (1975 г.), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976 г.), "Пять вечеров" (1978 г., снят в процессе съемок фильма "Несколько дней из жизни Обломова"), "Несколько дней из жизни Обломова" (1979 г.), "Родня" (1981 г.), "Без свидетелей" (1983 г.), "Очи черные" (1987 г.), "Автостоп" (1990 г.), "Урга" (1991 г.), "Анна: от шести до восемнадцати" (1993 г., док/фильм), "Утомленные солнцем" (1994 г.), "Реквием Великой Победы" (1995 г, сореж.С.Мирошниченко), "Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на Родину. Музыка русской живописи" (1996 г.), "Сибирский цирюльник" (1999 г.).

Премьера "Сибирского цирюльника" состоялась 20 февраля 1999 г. в Кремлевском Дворце. После ее показа в Кремле состоялся уникальный фейерверк. В мае того же года картина открывала показ фильмов на традиционном Международном кинофестивале в Каннах, а в столице Франции, Париже, впервые за всю историю русского кино, ее демонстрировали сразу два десятка крупнейших кинотеатров. Сам Никита Михалков назвал свой последний фильм "той Россией, которая должна быть".

Фильмы Никиты Михалкова, совершая триумфальное шествие по экранам мира, покоряли сердца зрителей, удостаивались самых престижных кинематографических премий. В списке наград более 30 отечественных и международных призов:

· "Свой среди чужих, чужой среди своих" - премия жюри МКФ в Дели-75;

· "Раба любви" - приз "Пластина Золотого Тура" за режиссуру на МКФ в Тегеране-76, лучший фильм на КФ молодых кинематографистов к/ст."Мосфильм" (1976 г.), специальный приз жюри МКФ "Молодое кино" в Йере (Франция); "Неоконченная пьеса для механического пианино" - приз "Большая Золотая раковина" МКФ в Сан-Себастьяне-77, премия "Золотая пластина" МКФ в Чигако-78, Гран-при Союза художников кино и ТВ на МКФ лучших фильмов мира "ФЕСТ" в Белграде-78, премия "Давид Донателло" за лучший иностранный фильм Италии 1978 г.;

· "Пять вечеров" - лучший иностранный фильм на экранах Польши и Болгарии (1979 г.), приз "Золотой щит Оксфорда", первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Малаге-82, лучший иностранный фильм 1981 г. по признанию Национального Совета кинокритиков США;

· "Несколько дней из жизни Обломова" - премия "Золотой щит" за лучшую режиссуру на МКФ в Оксфорде (Великобритания, 1980 г.), лучший иностранный фильм 1981 года по признанию Национального Совета кинокритиков США, первая премия на XIII Международной неделе авторского фильма в Малаге (Испания, 1982 г.);

· "Без свидетелей" - приз ФИПРЕССИ Московского МКФ-83, приз и диплом за режиссуру на ВКФ в Киеве-84, приз Испанской федерации киноклубов на МКФ в Вальядолиде-84;

· "Очи черные" - специальный почетный диплом на внеконкурсном показе на МКФ в Вальядолиде-87;

· "Урга" - приз "Золотой лев" МКФ в Венеци-91, Гран-при МКФ в Кельне-92, главная премия Европейской Киноакадемии "Феликс-93" за лучший фильм Европы, номинация на Премию "Оскар" в 1993 г., главный приз по результатам рейтинга КФ "Кинотавр", приз "Ника-92" за лучшую режиссуру;

· "Анна: от шести до восемнадцати" - диплом за участие в МКФ в Берлине-94, "Серебряный голубь" на МКФ в Лейпциге-94, приз "Золотой витязь" на МКФ "Золотой витязь-94" (Тирасполь);

· "Утомленные солнцем" - Гран-при жюри МКФ в Каннах-94, Гран-при "Янтарная пантера" на МФ в Калининграде, первый для новой России "Оскар" американской киноакадемии за лучший иностранный фильм (1995 г.), приз Прессы за лучший фильм России 1994 г.

Никита Михалков является автором сценариев кинокартин: "Свой среди чужих, чужой среди своих" (соавт.Э.Володарский), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (соавт.А.Адабашьян), "Ненависть" (соавт.Э.Володарский), "Транссибирский экспресс" (соавт.А.Адабашьян), "Очи черные" (соавт.А.Адабашьян и Сузо Чекки Д'Амико), "Утомленные солнцем" (соавт.Р.Ибрагимбеков), "Одинокий охотник" (соавт.В.Мережко и А.Адабашьян) и других. Является режиссером-постановщиком спектакля "Механическое пианино" на сцене "Teatro di Roma" (Рим, Италия, 1987 г.).

В октябре 1995 г. на канале Общественного Российского телевидения показана полная ретроспектива фильмов режиссера.

В 1998 г. Н.С.Михалков основал студию "Три Тэ", является ее художественным руководителем. Студия стала заметным явлением, как в мире искусства, так и в сфере бизнеса. Михалков — президент Российского фонда культуры (с 1993 г.), Председатель Союза кинематографистов России (с 1998 г.). Он — член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член Коллегии Министерства культуры РФ, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, представитель России в Европейской киноакадемии, действительный член Академии гуманитарных наук, профессор Академии гуманитарных наук Сан-Марино. Имя Никиты Михалкова неразрывно связано с различными благотворительными акциями, направленными на возрождение России, памятников отечественной культуры, русской Православной церкви и их святынь.

Н.С.Михалков преподает во ВГИКе, на Высших режиссерских курсах, проводит мастер-классы в России и за рубежом.

Никита Михалков — Народный артист России (1984 г.), лауреат Государственных премий России за фильм "Урга" (1993 г.) и фильм "Утомленные солнцем" (1995 г.), Государственной премии Казахской ССР (1978 г.) за сценарий фильма "Транссибирский экспресс", Премии Ленинского комсомола (1978 г.). Он награжден орденом Трудового Красного Знамени (1987 г.), орденом "За заслуги перед Отечеством" III ст. (1995 г.), орденом Сергия Радонежского I ст. Русской Православной Церкви (1997 г.), является полным Кавалером Ордена "Почетного легиона" Франции в области литературы и искусства (1992 г.), командором Почетного легиона (золотая звезда с изумрудами и лентой на шее) "За вклад в мировую культуру" (1994 г., Франция).

Н.С.Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры: "Золотой Голем" (1995 г., Прага), "Гран-при Америки" на МКФ в Монреале (1996 г.), "За вклад в кино" на МКФ "Балтийская жемчужина" (1996 г., Юрмала), "За вклад в развитие культуры" на Международном экономическом форуме в г.Давосе (1996 г., Швейцария), "Человек года-95" по рейтингу Русского биографического института. Н.Михалков назван лучшим актером 1984 г. по опросу читателей журнала "Советский экран".

Сам Никита Михалков говорит о своих фильмах так: "Я снял множество кинокадров за свою уже 35-летнюю работу в кино, но всю свою жизнь я снимаю один фильм о том, что мне интересно, о том, что люблю..." Если рискнуть продолжить эту мысль, то она могла бы звучать так: "я делаю то, что мне интересно, что я люблю".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить