Марина Ладынина. Печальная сказка.

В этом марте ушла кинозвезда, которая была легендой при жизни. Самое трудное — быть живой легендой, и это ей удавалось на протяжении многих лет.

За долгую счастливую жизнь она увидела столько людей-символов ушедшей эпохи, что только одно это могло сделать ее легендарной современницей нам. Но Ладынина сияла светом не отраженным, а собственным, оставаясь для миллионов воплощением мечты. Много позднее, чем станет известна и любима Ладынина, Бернардо Бертолуччи объяснит, зачем люди приходят в кино — разделить одну и ту же мечту. Ладынина была воплощением этой мечты даже благодаря своей биографии, и благодаря созданным ею героиням и мире — светлом, жизнерадостном, сказочном...

Красавице Марине Ладыниной, родившейся в 1908 году в глухой деревне под Ачинском, откуда недалеко до Красноярска и Шушенского, куда ссылали в ссылку, полагалось бы выйти замуж, нарожать детей и продолжать жизнь родителей. Но судьба уготовила ей приключения золушки, и она выйдет за принца, вот только сказка будет с несчастливым концом.

Отец Марины — Алексей Дмитриевич, имел три класса образования. Мать — Мария Наумовна, не имела образования.

В семье было четверо детей, Марина — старшая, так что ей приходилось делать все, что делают деревенские дети — нянчить младших, стирать, убираться, носить воду, доить коров.

Но талант пробивался в девочке так сильно, что остановить этот процесс было невозможно. Второклассницей она начала суфлировать на школьной сцене, потом играть в школьных спектаклях, потом даже вышла на профессиональную сцену Ачинского драмтеатра. И... в 15 с половиной лет стала сельской учительницей.

В крестьянской семье трудно было надеяться на одобрение профессии актрисы и родительское благословение идти на сцену.

И все же Ладынина чувствует в себе нечто такое, что гонит ее из Сибирской глуши поближе к цивилизации, хотя бы не совсем в центр, но все же... Ладынина едет на родину отца, в Смоленскую губернию, и преподает в сельской школе, мечтая о Москве и о театре. И тут с ней происходит Случай, "Его величество случай", как говорят о нем актеры. Многие его так никогда и не дожидаются, а Ладыниной судьба преподносит его на тарелочке и забрасывает в село Смоленской губернии артиста театра Мейерхольда Сергея Фадеева. Разумеется. они познакомились. Увидев в ней задатки актрисы, он оставил ей адрес ГИТИСа, а, главное, подарил книгу К. С. Станиславского "Моя жизнь в искусстве ", посоветовав готовиться к экзамену по ней.

На волне таланта и случая Ладынина стремительно взмоет вверх к своей славе. Она, учительствуя, участвует в самодеятельности и ей как активистке дают путевку из волостного комитета комсомола и командируют в 1929 году в Москву поступать на факультет общественных наук, но она идет по адресу, данному ей Фадеевым и поступает в ГИТИС, а в ее личном деле появляется пометка "особо одаренная". Восхождение началось!

Уже на втором курсе ГИТИСА Ладынина попадает на стажировку во МХАТ. Три часа с ней беседует сам Станиславский, человек, с книги которого она начала свой прямой путь к театру в Смоленской деревне. Это случается после того, как Ладынина закончила институт и стала работать во МХАТе, где сыграла Таисию в "Егоре Булычове..."

Заканчивая встречу, Станиславский сказал Ладыниной: "Работайте, независимо от того, есть роль или нет. В любой момент, когда вызову должны быть готовы прочесть что-нибудь новое. Иначе рассержусь".

Играя роль Тани в инсценированном рассказе А.М.Горького "Двадцать шесть и одна" в постановке В.И. Немировича-Данченко, молодая актриса была бесконечно счастлива, услышав похвалу от Алексея Максимовича Горького.

Марина Ладынина работает и начинает сниматься в кино, Немирович-Данченко, отпуская ее на съемки, предупреждает, что главное — это сцена, а не съемочная площадка, и она согласна с ним, но только до тех пор, пока не встречает Ивана Пырьева в 1936 году.

Пырьев сумел зажечь эту звезду так, что она горела ярче всех. Он же впоследствии ее и погасил. Работать приходилось в неимоверных условиях. До сих пор. рассказывают легенду о том, как снимался Пырьевым "Секретарь райкома".

В 1942 году, в труднейший период войны, когда Красная армия еще отступала, Сталин вызвал в ставку председателя Госкино.

- Стране нужен фильм о партизанах. Срок исполнения — три месяца.
Председатель, надеясь, что ослышался, ибо невозможно поставить фильм за такой короткий срок, переспросил:
- Фильм документальный, товарищ Сталин?
- Художественный, — отрубил Сталин. — Полнометражный, с актерами. Дайте поручение Пырьеву. Выполняйте.
Были созваны специалисты, просидели всю ночь, прикидывали, экономили время буквально на всем. Сценарий, который обычно пишется несколько месяцев, решено было написать за неделю. Сценарист Александр Прут, который присутствовал на совещании, через сутки предложил сюжет. Нужно было быстро его записать. Поставили два ряда столов с машинистками, и сценарист, проходя из конца в конец, диктовал им сцены, которые затем тут же состыковывались и доделывались. После завершения работы сценарист свалился в обморок.

Фильм снимался неподалеку от Алма-Аты, работала над ним та же съемочная группа, которая сделала фильмы "Свинарка и пастух", "Трактористы".
Через три месяца фильм вышел на экраны. Это был знаменитый "Секретарь райкома", в котором снялись великие актеры М. Жаров, М. Ладынина, В. Ванин, М. Астангов...


Марина становится музой Пырьева, его главной актрисой, для которой он пишет роли, с которой ставит серию музыкальных комедий. В ней всегда было много жизненной силы, таланта и жажды деятельности. Иван Пырьев строил на этом свое кино, полное радостного жизнеутверждения.

Пырьев снимал свои фильмы с целью развлечь и отвлечь зрителей, погрузив его в мир праздника. Еще Ладынина умела то, что мало кто может из артистов — давать совершенно отстраненный образ, сказочный, музыкально-завершенный, самодостаточный. Его нужно было лишь окаймить, поместив в декорации "Мосфильмовских" павильонов, и озвучить прекрасной музыкой И.О.Дунаевского и Т.Н.Хренникова.

В 1938 году вышла на экран кинокартина "Богатая невеста".
Поначалу, над сценарием вместе с Евгением Помещиковым работал молодой талантливый киевский писатель Аркадий Добровольский. Его арестовали, сослали в лагеря. Марина Алексеевна, чья жизнь тогда была на виду, не оставила Добровольского в беде. Она тайно отправляла в лагерь посылки, чем, наверное, во многом и помогла узнику выжить. Он писал: "Кроме того, что Ваше имя светит через толщу шахт, считайте, что своими письмами Вы ставите перед иконой свечку за то, чтобы Вас миновала эта кара.'' После освобождения через 25 лет он пришел к Марине Алексеевне, встал у порога на колени и сказал: "Я поклялся себе, что первый человек, к которому я приду на свободе будете Вы".

С ролью озорной колхозницы Маринки Лукаш в кинокартине "Богатая невеста" к Ладыниной пришла всенародная слава. Прекрасно вписываясь в глянцевую идиллию лент Пырьева, Ладынина сохранила при этом каким-то чудом свое личностное начало. Она играла с азартом, но не сливалась со своей героиней до конца; зритель всегда помнил, что он видит Марину Ладынину, а не просто свинарку Глашу или трактористку Марьяну. Как раз это расстояние между экранным образом и личностью — то, что и составляет искусство Ладыниной.

Потом будут "Трактористы", где Ладынина в роли лучшей в округе бригадира женской тракторной бригады Марьяны Бажан, ''Любимая девушка'', Глаша в "Свинарке и пастухе" , "Секретарь райкома", "Антоша Рыбкин", ''В 6 часов вечера после войны'', ''Сказание о земле сибирской'' и — ''Кубанские казаки'' ...

Слава, признание, любовь зрителей, но сказка кончается. 1954 год стал для Ладыниной последним годом, когда она снималась в кино. Случай еще раз сыграл с ней, но на этот раз игра была злой и странной. Марина Ладынина сыграла в "Испытании верности" героиню, которую оставил муж. И — развелась с Пырьевым.

Иван Пырьев увлекся молодой студенткой ВГИКА Людмилой Марченко. Это была трагедия многих людей. И конечно, Марины Ладыниной. Она больше никогда не снималась.

На виду у всех разворачивался громкий скандал с привязанностью Пырьева к студентке. Потом он женился на Лионелле Скирда. Когда Марченко вышла замуж, Пырьев все еще могущественный и легендарный, дал приказ не снимать мужа Людмилы, актера Владимира Гусева, и не его не снимали... Людмилу Марченко тоже забыли...

А Марина Ладынина осталась для всех поколений актрисой, создавшей образ русской женщины — сильной духом и волей, безудержной в труде и пылкой в любви, милой, обаятельной, искрометной как мечта, но мечта способная стать действительностью.

Уйдя со съемочной площадки, она перешла в труппу Московского театра — студии киноактера. Она играла Богаевскую в "Варварах" Горького тонко, грациозно, неожиданно. Играла в пьесе Симонова ''Русские люди'' - Марию Николаевну.

Об этом театре киноактера потом напишет в своих мемуарах Людмила Гурченко — как маялись, как задыхались без работы артисты кино, как мучалась она сама, Гурченко, и каким светом, добротой и теплом лучилась всегда Марина Ладынина, остававшаяся для актеров легендой и недостижимой величиной.

Они ездили по стране, давая концерты, Ладынина читала стихи и зрители принимали ее с огромной любовью за то, что она есть и за то, что она осталась на экране всегда молодой...

Она всегда была окружена прекрасными людьми — среди друзей актрисы были Фаина Раневская, Николай Черкасов, Л.Русланова, Л.Сухаревская, Ю.Олеша, М.Светлов, композитор И. Дунаевский, но самым большим другом актрисы оставался Борис Федорович Андреев.

За выдающийся вклад в славянский кинематограф в 1992 году актрисе была присуждена премия "Золотой Витязь" на 1 Международном кинофестивале славянских и православных народов. В 1994 году за выдающийся вклад в профессию она награждена Призом " Созвездие". В 1998 году ей была вручена кинематографическая "Ника" в номинации "Честь и достоинство". Огромное количество поздравлений получила актриса к своему юбилею. В 1999 году Дом Ханжонкова наградил Марину Ладынину специальным призом в номинации "Любовь поколений".

Ладыниной больше нет... Сказка, а вместе с ней и эпоха Того Кино завершилась.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы