Кем России приходится НАТО?

5 мая в Брюсселе состоится заседание совета Россия-НАТО на уровне начальников генеральных штабов. Российскую делегацию возглавит генерал Николай Макаров. О том, что будут обсуждать военные, и каковы отношения РФ с Североатлантическим альянсом в целом, рассказал накануне на пресс-конференции в Москве постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин.

Прежде всего, это вопросы военного сотрудничества, а также наиболее острые проблемы военно-политического характера, существующие сегодня. При этом такая болезненная тема, как развёртывание в Европе новой американской системы противоракетной обороны (ПРО), в повестку дня не включена.

Как заметил Рогозин, обсуждать эту тему в многостороннем формате на сегодняшний день просто бессмысленно. "По сути дела, технологиями, которые позволяют гарантированно обеспечивать перехват баллистических ракет, на сегодняшний день обладают только США и Россия. То, что сейчас предлагают некоторые натовские страны, — это предоставить США свои территории для размещения либо сенсоров, либо ракет-перехватчиков. Чем-то иным войти в эту конфигурацию им очень сложно", — сказал постпред РФ при НАТО.

России некоторое время назад поступило предложение присоединиться к создаваемой ПРО альянса. Однако дипломат воспринимает эту идею скептически: "Противоракетной обороны НАТО нет. Непонятно, к чему нам предлагают присоединяться".

Ведь европейские страны-члены альянса не имеют полного набора технологий по перехвату всех видов ракет, потому подключать их к российско-американскому диалогу преждевременно. "Когда созреют возможности НАТО, тогда и поговорим", — таково мнение Рогозина.

Читайте: Генсек НАТО зовёт Россию назад в прошлое.

Что касается новой доктрины НАТО, которая должна быть представлена в ноябре, то во время её подготовки специально созданный "Совет 12 мудрецов НАТО", или, как их называют в Брюсселе "12 апостолов НАТО", объехали все страны альянса, а также государства-партнёры. Побывали они и в Москве. Проект будущего развития блока комиссия во главе с бывшим госсекретарём США Мадлен Олбрайт должна была представить к 1 мая. Возможно, уже сегодня об этом пойдёт речь и на встрече начальников генштабов.

Однако Россия выступает категорически против превращения Североатлантического блока в своего рода глобальный альянс, подменяющий собою функции ООН. А именно так многие в НАТО видят будущее организации. "Россия не считает нынешнее НАТО угрозой, однако обеспокоена возможным ее развитием. Мы не хотим глобальной НАТО, не хотим, чтобы НАТО пыталась узурпировать функции мирового жандарма", — подчеркнул Рогозин.

Фото: AP

От того, как Североатлантический альянс видит своё будущее, во многом зависит будущее его отношений с Россией. "В течение полугода Россия и НАТО должны разобраться, кем мы друг другу приходимся: противниками, конкурентами, партнёрами", — сказал дипломат. Он добавил, что обсудит данный вопрос на заседании Совета Россия-НАТО на уровне послов, намеченном на 18-19 мая.

На вопрос корреспондента "Правды.Ру", как изменятся евроатлантические перспективы Украины и Грузии в связи со сменой власти в Киеве, постпред России при НАТО ответил так: "Соглашение по продлению базирования Черноморского флота РФ в Севастополе — это констатация того факта, что в средней и даже долгосрочной перспективе Украина не собирается вступать в НАТО. Украинское общественное мнение не собирается в НАТО, и именно оно привело Виктора Януковича в президентское кресло".

Но трудно прогнозировать события после 2042 года, когда договор по Севастополю истечёт. "НАТО уже 61 год, а украинская демократия — существенно моложе. Захочет ли тогда молодая юная украинская демократия связывать свою судьбу с пенсионером— непонятно", — сказал Рогозин. Он высказал предположение, что к этому времени НАТО может прекратить своё существование.

В отличие от Украины, руководство Грузии от желания как можно скорее вступить в Североатлантический блок не отказалось. Однако её перспективы весьма туманны, считает российский дипломат. Главная причина тому — отсутствие общепризнанных границ страны. Государства, не соответствующие этому условию, в альянс приниматься не должны. Впрочем, в 2004 году ряды НАТО пополнили Эстония и Латвия, не подписавшие договор о границе с Россией. (Эстония не сделала этого до сих пор. — Ред.). То же самое касалось Румынии, до сих пор не имеющей общепризнанных границ с Молдавией.

"Грузия не может быть членом НАТО по одной простой причине: либо НАТО должна признать независимость Южной Осетии и Абхазии, либо надо принимать Грузию в старых границах, определенных еще Сталиным вместе с Южной Осетией и Абхазией. Это немыслимая конфигурация, загогулина, которая никак не распрямляется, — пояснил Рогозин.- Думаю, у Грузии перспектив вступления в НАТО пока нет", — отметил он.

При этом, оговорившись, что Грузия относится к числу двух не членов НАТО, имеющих огромные контингенты в Афганистане. И альянсу выгодно такое положение вещей, когда грузинские солдаты отправляются в этот неспокойный уголок мира. "Думаю, грузин будут использовать как можно дольше".

Фото: AP

Ещё один вопрос корреспондента "Правды.Ру" касался перспектив членства в альянсе таких нейтральных стран Европы, как Финляндия, Швеция, Австрия, Швейцария и Ирландия. Ведь финны, шведы и австрийцы в последнее время постоянно участвуют в манёврах НАТО. В прошлом году учения альянса проходили, в том числе, на финской и шведской территориях. Учитывая соседство Финляндии с Россией, данный вопрос не может оставаться вне отношений России и НАТО.

"Мы внимательно отслеживаем внутриполитические процессы в этих странах. Например, в Финляндии есть свои ассоциации, выступающие за сближение с альянсом. Горячим сторонником вступления в НАТО является глава её МИДа Александр Стубб. В то же время каких-то официальных поползновений в сторону скорейшего приёма в альянс эти государства не проявляют. Хотя армии тех же Финляндии и Швеции работают по натовским стандартам, участвуют в операциях альянса. И с технической точки зрения препятствий для интеграции у них нет".

"Главное препятствие на пути в НАТО этих государств — то, что их общественное мнение не клюёт на эту приманку. Чтобы изменить мнение народа, нужны какие-то глобальные перемены. Пока же, например, можно задаться вопросом: "Какая опасность угрожает Австрии, окружённой со всех сторон странами-членами ЕС и НАТО?". Или что угрожает Швейцарии, где мужчины многие годы раз в год по две недели берут в руки автомат и отправляются на военные сборы? Эта страна тоже недостаточно защищена?", — задал вопрос Рогозин.

И заметил, что нейтральные государства Европы могли бы создать своё объединение. "Финляндия, Швеция, Австрия, Швейцария и Ирландия могли бы создать своего рода "нейтральный конус" — группу государств, не участвующих в военно-политических блоках", — подчеркнул Рогозин. Он добавил, что представители этих стран при НАТО очень тесно взаимодействуют друг с другом, и предположил, что к данной идее они отнесутся с интересом.

В общем, круг проблем, которые России и НАТО предстоит решить, очень широк. От того, как будет распутываться огромный клубок противоречий между ними, во многом зависит безопасность не только Европы, но и мира. И начальники генштабов сегодня должны сделать шаг к преодолению разногласий.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *