Чего нам ждать от встречи с Эрдоганом

Россия и Турция — брак по расчету?

Определена дата визита президента Турции в Россию. Встреча Путина с Эрдоганом состоится 9 августа в Санкт-Петербурге. Верить Эрдогану нельзя, но можно не сомневаться, что сейчас в его интересах наладить отношения с нашей страной. И это превращает его в нашего временного союзника в расколе "консолидированной позиции" Запада. Что можно решить попутно?

Кто теперь союзники Эрдогана?

Эрдоган недавно убедился, кто ему не союзники. В первые минуты после сообщений о перевороте, Джон Керри в Москве отделался невнятными надеждами на то, что "в Турции будут сохранены мир и стабильность". Эр-Рияд и Доха поздравили его через два дня после провала переворота, а вот Москва не стала ждать, чтобы высказать свою позицию, и поддержала. "Россия оказала нам безоговорочную поддержку во время попытки военного переворота. Мы благодарим президента Владимира Путина и всех официальных лиц России за эту поддержку", — сказал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.

В то же время турецкие лидеры прямо обвинили Вашингтон в укрывательстве богослова Фетхуллаха Гюлена, — по мнению Турции, организатора неудавшегося переворота. Это позволило автору Milli Gazete предположить, что переворот в Турции стал "результатом беспокойства" определенных сил "по поводу нормализации российско-турецких отношений и был сигналом в адрес России".

В то время как госдеп США рекомендует своим дипломатам покинуть Турцию, российское правительство обсуждает, насколько готовы турецкие курорты к приему российских туристов.

В то время как госдеп США призывает Эрдогана воздержаться от использования неудавшегося военного переворота, "чтобы захватить еще больше власти и обуздать демократию", МИД России воздерживается от комментариев по этим вопросам. Не беспокоит российские власти и введение Анкарой смертной казни. Это внутреннее дело Турции.

Решающую роль для президента Турции сыграло, видимо, исчезновение из итогового коммюнике двухдневной встречи министров финансов и глав ЦБ G20 заявленной Турцией одной значимой фразы. "Укрепление верховенства закона является фундаментальным для устойчивого развития, и мы поддерживаем легитимное правительство Турции в его усилиях по обеспечению экономической стабильности и процветания", — говорилось в первоначальном тексте проекта.

Вырисовывается явный антиамериканский настрой Турции, а ведь это крупный американский союзник, критически важный для удержания американского господства в нестабильном регионе. Но чтобы американцам в дальнейшем поддержать реликты былых отношений с Эрдоганом, они должны очень много заплатить, в прямом и переносном смысле.

Позиция России — это позиция силы

В отношениях с Россией даже нелепый пассаж, что летчики ВВС Турции якобы сами приняли решение стрелять в российский Су-24 и что они тоже заговорщики, — позволяет сказать, что Эрдоган явно хочет вернуть все на круги своя.

Что же, если Турция предпримет усилия по изменению своей позиции в Сирии, откажется от требований свержения Башара Асада и поддержки Джебхат ан-Нусры, то России надо делать ставку на укрепление связей с ней. Тем более, что экономически Турция сильно зависит от России. Наша позиция сильнее. Надо сказать Эрдогану: "Хочешь туристов, хочешь наши рынки сбыта своих помидоров, хочешь "Турецкий поток" и атомную электростанцию — двигайся в цене и условиях сделки". Но при этом, конечно, не надо забывать и о масштабном сотрудничестве Анкары с Западом и США, о том, что Турция пока еще член НАТО.

Для Путина возвращение Турции в ряды партнеров тоже очень важно. Не случайно запрет, введенный Росавиацией на авиасообщение с Турцией, длился меньше недели. Россия может, кроме урегулирования сирийской проблемы, получить альтернативные пути транспортировки газа в Европу. Строительство атомной станции Аккую — это тоже важный проект для "Росатома" с точки зрения продвижения технологий в регион.

Что Россия и Турция могут сделать вместе

Во-первых, мы вместе прорываем моральную и материальную блокаду западных стран. Во-вторых, мы нормализуем соседские отношения. В-третьих, мы вместе решаем сирийский конфликт. Исламизация (верховенство законов шариата над светскими) Турции не должна слишком волновать Россию, это внутренний вопрос, и внутри страны много противников этого процесса. Пусть сами разбираются. Россию должен волновать процесс распространения терроризма, нестабильная Турция, Турция, распавшаяся на несколько государств. Кроме того, надо понимать, что "Джамаат Гюлена" — это американский проект, ориентированный на исламский мир и, в частности, на мусульманское население России, тюркоязычных республик Средней Азии, самой Турции.

"Что касается того, верить или не верить Эрдогану, то у политиков такого понятия нет, они никому не верят", — сказал Правда. Ру. Михаил Мейер, российский историк-тюрколог. Единственное — в его интересах сейчас улучшение отношений с Россией. Потому что он практически оказался отвергнутым и на Востоке, и на Западе, и на Севере — в смысле, Россией. Поэтому эта ситуация для человека, который собирался стать единственным, как он говорил, союзником ЕС, критична. Ему очень важно найти сторону, которая бы поддержала его или улучшила с ним отношения. Я думаю, что это как раз входит в его планы. И тогда получится, что у Турции будут неплохие отношения с Ираном, Россией, и это уже более серьезный прорыв негативного окружения, которое до последнего времени существует".

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *